суббота, 4 сентября 2021 г.

Леонхард Мерзин: актер, который ушел из жизни в 55 лет.

 



Любопытная вещь, актера Леонхарда Мерзина я открыл через творчество Колина Ферта. Просто так получилось, что оба актера сыграли одного и того же реального героя в фильмах с одинаковыми названиями «Гонка века».

Наш советский актер держал планку, и выглядел лучше, чем оскароносный актер.

Как и всякий прибалтийский актер в советском кино Мерзин был вынужден играть роль разного рода иностранцев. Он использовался как типажный актер. Но какой это был типаж! Его внешность не забудешь, если раз увидишь его.

Родом Леонхард Мерзин из Эстонии, всю жизнь работал в эстонских театрах, был звездой театральной сцены. С успехом Мерзин занимался театральной режиссурой.

Но, помимо актерства, он был еще и литературно одаренным человеком: писал пьесы и рассказы. Они пользовались успехом у эстонских читателей.

Всего актер снялся более, чем в 30 фильмах.

Успех пришел к актеру не сразу же. Первые фильмы с его участием прошли незаметно, и канули в лету.

Но затем был фильм «Мертвый сезон», и роль пастора, которая сделала актера известным на всесоюзном уровне. А затем была заметная роль в «Короле Лире».

Заметной стала и роль актера в фильме «Гонщики».

Но больше заметных фильмов в фильмографии актера не случилось.

Были фильмы кассовые, но вряд ли их отнесешь к шедеврам кинематографа.

Он мог играть бандитов, мог играть следователей в латышских фильмах.

Много играл актер и роли военных. Причем, как фашистов, так и наших, советских офицеров. Все, кто видели эти роли утверждают одно: у актера была настоящая военная выправка, которую сложно сыграть.

Ушел из жизни актер 2 января 1990 года скоропостижно.

Остались недописанными рукописи, и задумки новых спектаклях.

Причем, о причинах смерти актера нигде не сообщается, как и о его личной жизни.

На момент кончины ему было всего лишь 55 лет.

Последним фильмом в жизни актера стала как раз картина «Гонка века». И после ее просмотра понимаешь, какого масштаба была актер Леонхард Мерзин.

Актер Юрий Астафьев: скоропостижная смерть от сердечного приступа в 41 год.

 



Когда вспоминаем про актера Юрия Астафьева, то поражает то, что смерть сразила его в момент творческой востребованности. К этой востребованности актер шел 15 лет. Мы уже никогда не узнаем, был ли бы Астафьев востребован в постсоветской кино. Но в конце советской эпохи он был крайне востребованным актером.

Пример простой: только в 1991 году, когда актера уже не было в живых, вышло сразу же три фильма с его участием. Но в двух этих фильмах актер не успел закончить работу над ролью, его озвучили другие актеры.

Начинал Юрий Астафьев не в глубокой, но все же, провинции. Он закончил театральное училище имени Волкова, затем поработал несколько лет в Смоленском театре.

Театральное училище имени Волкова тогда не давало высшего образования, и Юрий Астафьев решил продолжить свое образование, выбрав училище имени Щукина, куда поступил с первого раза.

После окончания этого училища, актер попал в «Ленком». Он не стал любимым актером Захарова, тот задействовал его только в небольшой роли в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Зато стал другом Николая Караченцова. Именно Караченцов написал единственный некролог на смерть друга, который появился в прессе.

Кинокарьера Юрия Астафьева началась достаточно рано. В 23 года он снялся в фильме «Принц и нищий». Фильм стал заметным событием.

Но Астафьеву этот фильм не принес громкого успеха. В семидесятые годы он снялся еще в нескольких картинах. Наиболее заметная роль в телевизионном многосерийном фильме «Судьба барабанщика».

Настоящий успех пришел к Юрию Афанасьеву, когда ему было уже под 40 лет, и связан этот успех с фильмом «Двое и одна».

В те годы снималось много картин. Но чистых и светлых картин не так уж много. «Двое и одна» - из таких картин. Ее успех пытаются повторить многие на современном телевидении. Но как –то не получается. И одно из достоинств этой картины – это дуэт Афанасьева и Буркова. Настоящие мужчины с невероятной энергетикой! Фильм стал подлинным бенефисом Афанасьева. Зрители удивлялись тому, где раньше был такой актер, и почему он находиться на вторых ролях.

Предложений сниматься в кино у Афанасьева было много.

Но отдадим ему должное. Он держался от явных чернушных фильмов.

Поэтому, в его фильмографии только один фильм из такой серии – это «Жена для метрдотеля», а так среди наиболее ярких работ – это фильм «Соль» - тонкой драме, «В полосе прибоя» - классическом детективе, и в фильме «Гроза над Русью». Именно, во время работы над этим фильмом актера и застал сердечный приступ 4 ноября 1990 года . Спасти Юрия Афанасьева не смогли. Актеру было всего лишь 41 год.

Фильм "Филадельфийский эксперимент": в СССР он шел под другим названием.

 


По стране уже шла перестройка, но эра видеосалонов еще не началась. Так что, в советский прокат фильм вышел в удачное время. И имел успех, гораздо больше, чем в американском прокате.

Непонятно, почему фильм поменял название на «Секретный» вместо «Филадельфийского эксперимента» в оригинале.

Но не беда. Зато фильм совсем не был порезан цензурой, в оригинальной версии он длится, сколько же, как и в советской прокатной версии. К тому же, очень удачный советский дубляж.

Подозреваю, что фильм не шедевр мирового кино. И даже скорее проходное кино. Но мне фильм очень запомнился.

А молодому поколению зрителей фильм не нравиться. Их раздражает дешевая картинка с довольно дешевыми спецэффектами, и довольно банальный сюжет.

Спецэффекты, и в самом деле, оставляют желать лучшего. Сам сюжет тоже банален. Два моряка в результате эксперимента попадают в 1984 год. Там за ними охотятся военные. Из –за этого нехитрого сюжета фильм даже называют «боевиком». И это довольно неправильное определение. Скорее, это просто приключенческое остросюжетное кино. Фантастика, которая дает нам наслаждение наблюдать за интересной историей.

Многие зрители ругают актеров за плохую игру. Майкл Паре, действительно, актер класса «б». В этом классе он задержался навсегда. Но меня лично его игра не напрягала. Все в его игре в строку. Нормально играет. Соответствует предполагаемым обстоятельством. Как и его партнерша Нэнси Аллен.

Подозреваю, мы бы этот фильм не заметили, если бы в прокате шел тот же «Терминатор». В США он полностью затмил фильм «Филадельфийский эксперимент». Но мы «Терминатора» не могли видеть.

Но не могу сказать, что «Филадельфийский эксперимент» как рак, который на безрыбье, и который может сойти за рыбу. У фильма есть свое очарование, обаяние. Есть несколько запоминающихся сцен, особенно, фраза про русских, которые в 1984 году были отнюдь не союзниками США.

Наверное, фильм больше относиться к области ностальгии. Но иногда очень приятно вспомнить свое прошлое. И фильм «Секретный эксперимент» занимает свое законное место. Я этот фильм всегда с удовольствием пересматриваю.

Два фильма с названием "Дура".

 


Любопытно, что наш кинематограф породил два фильма с таким названием. Причем, с не самой большой разницей в 14 лет.

Первая «Дура» появилась в 1991 году. Снял фильм Алексей Коренев – классик советского кино, на счету которого немало шедевров. В качестве сценария он взял снова французскую детективную пьесу. Годом ранее он снял по французской пьесе фильм «Ловушка для одинокого мужчины».

Снова в главной роли Николай Караченцов. И снова в небольшой, но замечательной роли, Вениамин Смехов.

Фильм вышел под подзаголовком «Иронический детектив». Фильм поражает мастерством режиссера работать с актерами. Но иногда в глаза бросаются проблемы со светом, освещением съемочной площадки, свет, то становиться ярче, то чуть меньше. Причем, происходит так несколько раз .

Интерьерные съемки проходили в Минске. Натурные – в Крыму.

Фильм открыл зрителям актрису Валерию Богук. Сыграть на равных с великими партнерами это надо уметь. Но фильм, как открыл, так и закрыл актрису. Фактически, это единственная ее главная роль в кино.

Фильм до сих пор обращает на себя внимание крепкой актерской игрой. Назвать картину «шедевром» язык не повернется, это именно крепкое мастеровое кино, снятое фактически в одном интерьере.

Кстати, на многих рекламных постерах фигурирует фотография с Ларисой Удовиченко. И я думал, что именно она играет здесь главную роль. Я ошибся, но не разочаровался.

 

«Дура «(2005 г).

Через 14 лет, а именно в 2005 году на экраны выходит фильм «Дура». Фильм запоминается рекламной компанией со слоганом «Дура» идет в кино. Над этой рекламной компанией потом долго издевались. Фильм не стал зрительским, фактически полностью провалился, на домашнем видео фильм пользовался успехом.

Кстати, на фоне «Зеркальных войн» или «Мужского сезона», вышедших в том же августе 2005 года, фильм выглядит почти шедевром.

Фильм стал бенефисом актрисы Оксаны Коростышевской. Кстати, фильм снял ее муж Максим.

Фильм нашел своих поклонников, равно, как и хулителей. Он вызвал и продолжает вызывать споры.

Но для режиссера, и для актрисы он не стал большим трамплином. На сегодняшний день, для них это главная удача в большом кино.

История, предшествовавшая созданию фильма "Монолог".

 


Фильм «Монолог» Илья Авербаха – один из самых знаменитых фильмов советского кино. Созданию фильма предшествовала целая история.

По сути, главный герой профессор Сретенский – это альтер – эго сценариста картины Евгения Габриловича.

Представьте себе, что к знаменитому сценаристу обращается безвестный новичок и говорит, что все, что он создал – сущая ерунда, по сравнению с маленькой повестью «Смерть на фронте», который был опубликован много лет назад в журнале «Красная новь».

Новичок еще и попросил разрешение экранизировать эту повесть.

Сам Габрилович давно и думать забыл об этой повести про простую девушку Таню Теткину, которая оказалась в горниле Гражданской войны. Повесть была слишком неформатной. Она совсем не так рассказывала про Гражданскую войну.

Но новичок горел желанием эту повесть экранизировать.

И Габрилович дал ему разрешение.

Фильм, снятый по ранней повести Габриловича, стал одним из больших шедевров нашего кино. Новичком был Глеб Панфилов. Фильм получил название «В огне брода нет».

А сама история дала сценаристу Габриловичу переосмыслить свое творчество.

И эта история легла в основу фильма, когда к известному профессору обращается наглый аспирант, который заявляет, что все, что сделал профессора – это ерунда, но вот в начале своей карьеры он написал гениальную статью.

Разумеется, что литературное творчество было заменено на научную работу.

Но вывод все равно был одним: настоящий творец – это тот, кто ломает стены. Как Сретенский, как Панфилов, как Авербах и Габрилович.

Так возник замысел сценария. И сценарий стал гениальным фильмом "Монолог", который снят на все времена.

Фильм "Медный ангел" - отличный приключенческий фильм.

 


Фильм «Медный ангел» снят в 1984 году Вениамином Дорманом. Это большой мастер приключенческого кино. В советское время такое кино вызывало пренебрежительное отношение у режиссеров и критиков, мол, такое кино потакает массам, вкусам толпы, которая жаждет зрелища.

Мне всегда интересна корреляция с Голливудом. 1984 год – это год больших успехов, когда вышел «Полицейский с Беверли -Хилз» и «Охотники за приведениями». И, если сравнивать, наш фильм по такому важному компоненту любого приключенческого кино, как зрелищность, то наш фильм выглядит не хуже.

Причем, есть еще один компонент любого фильма, как сюжет, хитросплетения сюжета, его острота.

Так вот, сюжет очень хороший, для приключенческого кино так даже отличный. Здесь все на своих местах, ситуация постоянно меняется, порой переворачивается с ног на голову, героем грозит опасность, а негодяи порой могут оказаться не таким уж негодяями. Короче, следить за этим сюжетом интересно.

Скажу сразу же, о минусах. Негодяи сыграны актерами очень вкусно и великолепно. Причем, все актеры постарались. Часто ругают Николая Еременко, который здесь сыграл младшего брата главы наркокартеля. Так вот, по моему мнению, он здорово сыграл некоего мажора, который по своему родству взлетел на вершину криминальной власти. Хорош и его брат в исполнении Арчила Гомиашвили. По моему, эти актеры первыми в мировом кино воплотили образы глав наркокартелей. Такое вот первенство.

Есть и Александр Яковлев в роли жесткого помощника.

И, конечно же, высшей похвалы заслуживает Александр Филиппенко, который здесь играет хитрого полицейского. Он работает и на мафию, и на правых политиков, которые хотят изменить курс страны.

 

Фильм вообще показывает ситуацию очень характерную, что за преступностью часто стоят не криминальные, а политические интересы. Причем сделано это раньше, чем появился сериал «Спрут».

Интересная роль и у Леонида Куравлева. Нечасто актер играл крутых полицейских.

Все критики и зрители отмечают игру Лии Ахеджаковой.

А вот главным положительным персонажам играть в картине особо нечего.

Но это общая тема таких фильмов. Положительные герои должны быть положительными, и только. Им даже не дают развернуть любовную линию.

Какая любовная линия может быть между москвичкой и словаком? Кстати, герой Смирнитского везде назван чехом. Хотя, в фильме он четко говорит, что словак из Братиславы.

Но нельзя тогда было показывать любовные отношения между нашими и иностранцами. Может быть, в «Майских звездах» этого было больше. Но там был фильм про окончание войны.

Более ярко выглядит герой Леонида Ярмольника. И то, только потому, что, у его персонажа такая роль. Должен быть в команде герой – шутник.

Но фильм не психологическая драма, а приключенческая история. И с приключениями здесь все хорошо. Трюки здесь на любой вкус. Здесь и погони по горному серпантину, и несколько перестрелок, и эффектные разборки с выстрелами в спину. И бегство по подвесному мосту. И обязательный бог из машины, который является частью драматургии такого кино.

Причем, кино смотрится до сих пор. Даже лучше «Похищения «Савойи». Просто режиссер здесь сознательно не делает детское кино. Натерпелся он от Шевкуненко. И делает фильм для взрослой публики. У подростка здесь чисто механистическая функция.

Наверное, сейчас это в чем –то наивное, но все так же, захватывающее кино.

Песня от ивановского трио «Меридиан» дополняет это зрелище.

Фильм "Срок давности" - забытый советский фильм.

 

Меня удивляет тот факт, что фильм «Срок давности» прошел не слишком замеченным зрителем, что картина не стала большим хитом. Фильм и сейчас довольно редкий гость на телевидении.

И это странно.

Поскольку это отличная драма с элементами мелодрамы. И фильм имеет довольно необычный сюжет для драмы тех лет.

Главный герой из ревности избил ухажера своей жены. Преступление, отягощено прошлой судимостью. И он принимает решение бежать.

И беглая жизнь его затягивает.

Теперь у него другой паспорт, другая жизнь, другая семья.

Классический пример, как маленькая ложь рождает большую ложь. Благое намерение пересидеть ведет к новым преступлениям. И ведет к тому, что жизнь полностью меняется.

В фильме показан настоящий русский человек. Очень противоречивый характер. Он – трудоголик, но пить ему нельзя совсем. «Широкий у него характер». Совсем по Ивана Карамазову.

Но и любить он умеет. И совесть совсем не потерял. Иначе воспользовался славой чужого человека. Его наградами. Но совесть не позволяет. Он понимает, что дети будут гордиться чужими заслугами, а надо гордиться заслугами собственного деда, который погиб под Ельней. Но дети не могут знать про него.

Кажется, что герой доходит до последней черты. Но есть то, что удерживает его на земле. Это жена, и дети. Теперь их у него пятеро. Четверо своих, и один чужой, того самого Валерия. Но этот чужой нуждается в помощи.

Действие фильма разворачивается на протяжении двух десятилетий. Из ретродрамы он превращается в современную драму.

Герой становиться не просто героем труда, а примером для подражания. Но он понимает, что слава может раскрыть его темное прошлое.

И срок давности тут не спасение. Напротив, наказание. Вернуться к прежней жизни он уже не может. Ибо жена и дети записаны на фамилию того самого чужого мужчины.

Но остается в жизни любовь и семья.

Герою везет, что на своем пути он находит настоящую женщину. Она все поймет, и все простит. Ведь она любит человека, а не его паспорт.

Фильм ставит очень сложные дилеммы, заставляет задуматься. В необычной форме фильм ставит крайне острые вопросы. Что мы есть? Только наша личина, или содержание?

Удивительным образом в не самый большой, точнее, стандартный хронометраж уложена эпическая история. И она совсем не провисает. Все очень просто и понятно. Понятно, какие чувства переживает герой. Ему сочувствуешь. И совсем не осуждаешь.

Безусловно, удачей фильма является актерский дуэт Сергея Шакурова и Натальи Гундаревой. Безусловно, один из гениальных дуэтов нашего кино. Они не играю здесь, а полностью вживаются в обстоятельства своих героев, в их образы. Больше и сказать про их работу нечего. Все очень достоверно. Даже мельчайшие детали поведения не упускают великие актеры. Сцену с неудавшимся ограблением можно рассматривать на уроках актерского мастерства. Финальную сцену нельзя смотреть без слез.

Фильм наполнен и россыпью ролей второго плана. Здесь и Наталья Егорова, и Леонид Каюмов, и Георгий Бурков.

Все очень органично вписались в канву фильма.

А вот режиссер фильма Леонид Агранович снял не очень много фильмов. Но все фильмы нашли своего зрителя. И они не потеряли актуальность до сих пор.

Короче, рекомендую фильм к просмотру. «Срок давности» - отличный фильм, которые не сразу же отпускает, который переживаешь. Как и всякое хорошее кино этот фильм дает надежду.