Вспомним сегодня самые масштабные фильмы мирового кино.
Добавлю, самые масштабные фильмы, снятые безо всяких компьютерных спецэффектов. Появление компьютерных технологий сильно облегчило жизнь кинематографистов, теперь можно нарисовать айсберг, с которым столкнулся «Титаник», можно нарисовать целое войско Саурона, или создать даже целую Вселенную.
Но мы вспомним фильмы, которые снимались, когда компьютеров не было в помине, или когда они занимали целую комнату, и в кинематографе их совсем не использовали.
И ведь умели снимать так, что это было масштабно и достоверно. Наверное, и в этом тоже состоит ремесло режиссера.
1 «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь».
Грандиозные эпопеи Сергея Эйзенштейна, которые были сняты в дозвуковую эпоху. Кадры из «Октября», сняты насколько достоверно, что многим они кажутся документальными. Про сцену на Потемкинской лестнице даже говорить не хочу. Эти фильмы еще и показатель того, что русская, советская, если хотите, школа киноискусства обогнала в те годы голливудскую школу. Дальнейшему развитию монтажа аттракционов «помешало» звуковое кино. Визуальный ряд начал уступать звуковому ряду. Но это уже другая история.
Стивен Спилберг повторил тот фокус с цветовым пятном, как и Эйзенштейн в «Потемкине», и до сих пор не могу забыть девушку в красном пальто в фильме «Список Шиндлера».
2 «Илья Муромец» (1956).
Масштаб этой картины удивил даже Голливуд. Именно в те годы Голливуд переживал период пеплумов, где требовалось огромная массовка.
Но массовые сцены удивили даже Голливуд. В них участвовало более ста тысяч человек массовки.
Кудесник Александр Птушко создал настоящий батальный шедевр, который впечатляет до сих пор. Подобные сказочные фэнтази безумно дороги в производстве. И поэтому они стали выпускаться только в эпоху компьютерной графики. Но наш советский фильм – первая ласточка в этом ряду.
3 «Бен – Гур» (1959).
Безусловно, один из самых масштабных фильмов мирового кино, как по хронометражу, так и по эпическому охвату событий, показанных в фильме.
Гонка на лошадях захватывает до сих пор. И до сих пор удивляешься тому, как это снято. Это одна из самых эпичных сцен в мировом кино.
Попытка переснять этот фильм уже в наше время обернулась коммерческим провалом. Уильям Уайлер, безусловно, один из самых выдающихся режиссеров мирового кино.
4 «Война и мир» (1965).
Сцена Бородинского сражения – одна из самых грандиозных батальных сцен мирового кино. Аустерлиц в этом фильме – это просто какое –то первое блюдо перед Бородинским сражением. Понятно, что на эту картину работала почти вся страна. Но это не умаляет гения Бондарчука, и его гениальную работоспособность, который смог осилить эту глыбу.
Удивительно, что его кандидатуру в качестве режиссера - постановщика предложила Екатерина Фурцева, которая была тогдашним министром культуры. Ее сейчас много ругают, мол, в искусстве не разбиралась, была партийным функционером, которая нужна была для демонстрации равенства полов. Но в данном случае она четко разобралась какого режиссера нужно выбрать. Вполне возможно, сработала женская интуиция.
Только съемочный период картины занял три года.
Гений Бондарчука отдал немало сил этой картины, и даже пережил остановку сердца на съемках фильма.
5 «Бег» (1970).
Алов и Наумов первыми экранизировали пьесу Булгакова. Вторым был Гайдай. Гайдай же мечтал и экранизировать «Бег», но Алов с Наумовым его опередили. У них получилось грандиозное полотно, которое невозможно забыть. В том числе, и благодаря грандиозным массовым сценам.