суббота, 11 сентября 2021 г.

Анна Фроловцева: актриса, которая поздно прославилась.

Часто сейчас эту актрису вспоминают в связи с поздней славой. Не знаю, насколько это справедливо. Мы, кинолюбители, запомнили Фроловцеву гораздо раньше, чем вышел ситком «Воронины». Но, наверное, это справедливо, в отношении массового зрителя. Да, начиная с конца семидесятых годов, Фроловцева снималась много. И многие фильмы стали легендарными. Но слишком уж небольшие роли доставались Фроловцевой. Это та самая невеста из "Гаража" и официантка с ребенком из "Вокзала для двоих". А если это были и относительно большие роли, как, например, в фильме «Парниковый эффект», то эти фильмы не доходили до зрителя. Да и кто может запомнить хирурга из эпизода в сериале «Бригада»? Анна Фроловцева была одной из той, чье лицо знают зрители, но чье имя зрители не знают. Снялась Анна Фроловцева даже с Томом Хэнксом в фильме «Изгой». Всего лишь эпизод, зато в каком фильме! А затем она для зрителей стала Ворониной, и это тоже обратный эффект популярности в ситкомах. Успех настиг актрису, когда ей стукнуло 60 лет. Она пошла в магазин, и ее окружили люди, которые цитировали ее героиню из «Ворониных». С тех пор она стала той самой свекровью из «Ворониных».

пятница, 10 сентября 2021 г.

Актрисы родом из Прибалтики.

 

ВИЯ АРТМАНЕ.

Одна из самых великих советских актрис. Про ее судьбу невозможно говорить, не касаясь политики.

Такой актрисой, как и паном Донатосом просто нужно гордиться.

Но в девяностые годы Артмане ждала на родине довольно тяжелая судьба. Ее называли любимицей советской власти, ее лишили квартиры по программе, когда жилье возвращали прежним владельцем. Да, актриса – одна из немногих драматических артистов, которая участвовала в кремлевских концертах, ей рано дали все высокие звания, включая звание «Народной артистке СССР». Актрисе тогда было все лишь 40 лет. Это, конечно, не рекорд Магомаева и Бондарчука, но для драматических актрис огромное достижение.

Но заслуженное, потому что были фильмы «Родная кровь» и «Никто не хотел умирать». И актрису любила вся огромная страна.

Если сказать, что она является актрисой мирового уровня, то это вовсе не выразить штамп, а просто выразить суть. Такие актрисы – это единичный товар, даже в советском кино, богатом на талантливых артистов.

От простой женщины до Джулии Ламберт. Таков диапазон актрисы. И даже в рекламных фильмах, в которых актриса снималась, она выглядела светлым пятном. И даже в неудачной экранизации «Туманности Андромеды».

Но все же, нужно сказать, что в конце жизни ей повезло, потому что она встретилась с Валерием Тодоровским. Три свои лучшие роли она сыграла в его картинах «Человек из свиты» ( сценарий В. П. Тодоровского), «Катафалк» и «Любовь», которые Валерий Петрович снял в качестве режиссера. И грандиозная роль в сериале «Каменская», который продюссировал Тодоровский. Под конец жизни она провела православие, и жила вместе со своим сыном недалеко от Риги.

Актриса скончалась на восьмидесятом году жизни.

Хочу выделить ее роль в картине «Стрелы Робин Гуда». Только большая актриса может так сыграть такую роль, вроде бы и не сложную по драматическому рисунку, чтобы ее запомнили.

 


ЛИЛИТА ОЗОЛИНЯ.

Безусловно, самая главная роль актрисы в сериале, или в многосерийном телевизионном фильме «Долгая дорога в дюнах».

Главная роль в кино, это, конечно же, фильм «Двойной капкан». Она сыграла там мать – одиночку, которая может помочь избитому прохожему.

Сейчас актрисе уже 70 лет. На нашем телевидении вспомнили о ее юбилее. Было несколько интервью актрисы. В частности, мы узнали, что актриса гордиться своим именем. Ее назвали так в честь первой жены Адама.

В кино в постсоветский период снималась мало, запомнилась разве ее роль в картине «Герой», где она снималась вместе с Биланом.

Не понимаю, почему актрису много озвучивали. Она прекрасно говорить по русски. Уж точно, лучше некоторых актрис из современных сериалов.

 

МИРДЗА МАРТИНСОНЕ.

Третья по известности латвийская актриса. Наиболее известная ее роль в минисериале «Мираж». Сериал и сейчас отлично смотрится. Из плохого романа Чейза Алоиз Бренч умудрился сделать отличный детектив. Детектив тогда и хорош, когда знаешь его сюжет, но все равно смотришь, не отрываясь. Еще один классный сериал в фильмографии актрисы – это «Богач, бедняк».

Отмечу также роль в картине «Тайная прогулка». Там она сыграла нашу разведчицу, которой предстоит выполнить важное задание.

Безусловно, запомнилась актриса и тем, что снималась в латышских детективах. Хочу выделить не самый известный из них – это «Малиновое вино» - отличная отсылка к ироническому английскому детективу на латышский манер. Только в Латвии, где были хутора, такая история в Советском Союзе и была возможна.

В современном кино она сыграла в картине «Мамы -3» и в картине «Сын».

 

РЕГИНА РАЗУМА.

Актриса, которая стала драматической актрисой, после карьеры балерины. Главная роль в картине «Стрелы Робин Гуда». Невозможно забыть ее проходы в этой картине под музыку Раймонда Паулса и песню «На земле много белых птиц».

Одна из самых красивых актрис из Прибалтики.

Как и всякая латвийская актриса снялась во множестве детективах. Играла много иностранок. Но можно выделить роль пограничного дознавателя в картине «Право на выстрел». Наверное, картина далеко не шедевр, но лично я пересматривал ее с удовольствием. Карьера в постсоветском кино не сложилась.

четверг, 9 сентября 2021 г.

Классические фильмы с неожиданной развязкой.

 


Вспомним, классические фильмы с неожиданной развязкой. Вообще, одну из самых общих классических схем построение драматургии, которая приводит к неожиданной развязке, предложил Алексей Каплер в своей повести «Двое из двадцати миллионов». Именно там есть классическая схема, в которой основное действие картины оказывается не тем, чем есть на самом деле. Большинство людей, эту повесть не знает, но кинематографисты всех стран, разумеется, хорошо знает Каплера и его творчество. Не буду упоминать здесь Агату Кристи с ее концовками, и Честертона, который был тончайшим знатоком человеческой души. Именно их творчество и предшествовало кинематографу, который предложил зрителю фильмы, чьи финалы будут шокировать.

 

1 «СОШЕДШИЕ С НЕБЕС» (СССР, 1986 год).

Позднесоветское кино с совершенно неожиданной развязкой. Финал оглушающее действует на зрителя. И такого финала совершенно не ждешь. Вся послевоенная жизнь главных героев – это всего лишь их предсмертный бред. Они могли прожить бы такую жизнь, но они погибли в катакомбах, добывая ведро воды для раненных. Такова тогда была цена человеческой жизни.

Одна из самых лучшей ролей Александра Абдулова в кино. Картина собрала замечательный актерский ансамбль. Удивляет лишь одно, что картина абсолютно не выстрелила в прокате. Может быть, советский зритель не был готов к таким финалам. Сейчас картина находится в статусе забытой, а совершенно зря. 13 лет до «Шестого чувства», а советский кинематограф освоил сюжет с неожиданным финалом.

 

2 «ШЕСТОЕ ЧУВСТВО» (США, 1999 год) .

Просмотр этой картины на пиратке в августе 1999 года совершенно меня не впечатлил. Зато совершенно впечатлили кассовые показатели этой картины, за которыми я тогда следил. Это самый кассовый фильм Брюса Уиллиса. Критики говорили, что тот года будет годом «Звездных войн» с их первым эпизодом. И первый эпизод Саги был куплен для нашего проката, а вот «Матрица» и «Шестое чувство» в официальный прокат вышли в 2000 году.

Это фильм, который нужно открывать для себя. И дело там не только в шокирующей концовке, но и в смысловой нагрузке этого фильма. Собственно, жанр этого фильма определен как мистическая драма, а не триллер. Много номинаций на "Оскар", и ни одного награждения.

 

3 « ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС» (США, 2004 год).

Великий индиец Шьямалан продолжает творить историю кино. Но зрители это кино не оценили так, как «Знаки», которые вышли годом раньше. Но сцена с крылом самолета в кадре выглядит совершенно замечательно.

 

4 «ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦА» (США).

Вообще –то у детектива и должен быть неожиданный финал. Но опять же этот неожиданный финал идет от Честертона – другого классика детектива и вообще классика мировой литературы. Именно он и установил, что главный убийца этот тот, кого все видят, и кого никак не заподозришь в убийстве. Кевин Спейси совершает камбек дважды в кино став совершенно неожидаемым преступником.

5 классических фильмов с неожиданным финалом.

5 «ДРУГИЕ».

Режиссер, который стоит на антиклерикальных и атеистических позициях показывает, что творчество иногда бывает больше самой идейной позиции. И выдает абсолютно религиозный фильм, переворачивая история про призраков с ног на голову. Получается изящно и вполне страшно. Точнее, даже безнадежно. Одна из лучших ролей Николь Кидман. Полный перевертыш истории про призраков.

Самые масштабные фильмы мирового кино.

 

Вспомним сегодня самые масштабные фильмы мирового кино.

Добавлю, самые масштабные фильмы, снятые безо всяких компьютерных спецэффектов. Появление компьютерных технологий сильно облегчило жизнь кинематографистов, теперь можно нарисовать айсберг, с которым столкнулся «Титаник», можно нарисовать целое войско Саурона, или создать даже целую Вселенную.

Но мы вспомним фильмы, которые снимались, когда компьютеров не было в помине, или когда они занимали целую комнату, и в кинематографе их совсем не использовали.

И ведь умели снимать так, что это было масштабно и достоверно. Наверное, и в этом тоже состоит ремесло режиссера.

 


1 «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь».

Грандиозные эпопеи Сергея Эйзенштейна, которые были сняты в дозвуковую эпоху. Кадры из «Октября», сняты насколько достоверно, что многим они кажутся документальными. Про сцену на Потемкинской лестнице даже говорить не хочу. Эти фильмы еще и показатель того, что русская, советская, если хотите, школа киноискусства обогнала в те годы голливудскую школу. Дальнейшему развитию монтажа аттракционов «помешало» звуковое кино. Визуальный ряд начал уступать звуковому ряду. Но это уже другая история.

Стивен Спилберг повторил тот фокус с цветовым пятном, как и Эйзенштейн в «Потемкине», и до сих пор не могу забыть девушку в красном пальто в фильме «Список Шиндлера».

 

2 «Илья Муромец» (1956).

Масштаб этой картины удивил даже Голливуд. Именно в те годы Голливуд переживал период пеплумов, где требовалось огромная массовка.

Но массовые сцены удивили даже Голливуд. В них участвовало более ста тысяч человек массовки.

Кудесник Александр Птушко создал настоящий батальный шедевр, который впечатляет до сих пор. Подобные сказочные фэнтази безумно дороги в производстве. И поэтому они стали выпускаться только в эпоху компьютерной графики. Но наш советский фильм – первая ласточка в этом ряду.

 

3 «Бен – Гур» (1959).

Безусловно, один из самых масштабных фильмов мирового кино, как по хронометражу, так и по эпическому охвату событий, показанных в фильме.

Гонка на лошадях захватывает до сих пор. И до сих пор удивляешься тому, как это снято. Это одна из самых эпичных сцен в мировом кино.

Попытка переснять этот фильм уже в наше время обернулась коммерческим провалом. Уильям Уайлер, безусловно, один из самых выдающихся режиссеров мирового кино.

 

4 «Война и мир» (1965).

Сцена Бородинского сражения – одна из самых грандиозных батальных сцен мирового кино. Аустерлиц в этом фильме – это просто какое –то первое блюдо перед Бородинским сражением. Понятно, что на эту картину работала почти вся страна. Но это не умаляет гения Бондарчука, и его гениальную работоспособность, который смог осилить эту глыбу.

Удивительно, что его кандидатуру в качестве режиссера - постановщика предложила Екатерина Фурцева, которая была тогдашним министром культуры. Ее сейчас много ругают, мол, в искусстве не разбиралась, была партийным функционером, которая нужна была для демонстрации равенства полов. Но в данном случае она четко разобралась какого режиссера нужно выбрать. Вполне возможно, сработала женская интуиция.

Только съемочный период картины занял три года.

Гений Бондарчука отдал немало сил этой картины, и даже пережил остановку сердца на съемках фильма.

 

5 «Бег» (1970).

Алов и Наумов первыми экранизировали пьесу Булгакова. Вторым был Гайдай. Гайдай же мечтал и экранизировать «Бег», но Алов с Наумовым его опередили. У них получилось грандиозное полотно, которое невозможно забыть. В том числе, и благодаря грандиозным массовым сценам.

Советские актеры родом из Грузии.

 

Грузинский кинематограф всегда стоял на особом месте. Это был интеллектуальный кинематограф, который ценился во всем мире, и который продолжает цениться. Но, это был кинематограф, который не создавал фильмы для массового зрителя.

Безусловно, есть исключения. Например, фильм «Отец солдата», но, как правило, грузинский кинематограф был признан интеллектуалами, которые ценили тонкий авторский замысел, и был почти полностью проигнорирован простым зрителем.

Другое дело, с грузинскими актерами. Они были востребованы и любимы. Они снимались, как у себя на Родине, так и на других киностудиях. Причем, были востребованы в разных жанрах. Здесь и музыкальная комедия, и мюзикл, и военная драма, и бытовая комедия, и детектив.

Очень часто грузинские фильмы шли с закадровым переводом, что тоже усложняло их восприятие простыми зрителями.

 


СЕРГО ЗАКАРИАДЗЕ.

(1909 – 1971)

Есть такие актеры, роли которых выражают характер нации. Таким актером и был Серго Закариадзе. Он выразил национальный характер грузин в фильме «Отец солдата». Это главный фильм Серго Закариадзе. Очень простая и человечная история, которая из обычной бытовой истории превращается в эпос. Сейчас фильм колоризирован, то есть, сделан цветным, реставрирован, а главного героя озвучивает Армен Джигарханян.

Стоит отметить и фильм «Не горюй». Удивляет, как Данелия переносит чисто французский сюжет на грузинскую почву. Получается фильм на все времена.

 

БААДУР ЦУЛАДЗЕ.

(1935 -2018)

Выдающийся грузинский актер и режиссер, который запомнился зрителям, прежде всего эпизодическими ролями в комедиях «Блондинка за углом» и «Будьте моим мужем».

Актер ушел от нас в мае 2018 года.

Баадур Цуладзе был предан профессии актера и режиссера насколько, что никогда не состоял в браке.

Георгий Данелия как художественный руководитель фильма «Джентельмены удачи» хотел, чтобы актер сыграл Василия Алибабевича. Но у актера заболела мама, а она для него была смыслом жизни, и он отказался от заманчивой роли. И искренне радовался за успех Раднэра Муратова.

Всю жизнь он прожил в родном Тбилиси вместе с родной сестрой, которая до конца дней заботилась о родном брате. Кроме того, что он был актером, он был еще и режиссером и выдающимся педагогом.

Ну, и, конечно же, мое знакомство с творчеством этого актера началось с роли Трактирщика в фильме «Приключение Буратино».

Всего на его счету более 100 картин.

 

ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ.

(род. в 1938)

Легендарное имя в истории кино . Однако в кино Вахтанг Кикабидзе сыграл всего 29 ролей.

Наиболее заметными в его творческой биографии стали фильмы режиссера Георгия Данелии.

Это, конечно же, «Не горюй», «Совсем пропащий», «Мимино», «Фортуна».

Хочется сказать о фильме «Совсем пропащий».

Фильм этот известен не так, как другие режиссерские работы Данелии, но это совсем не справедливо. Дуэт Кикабидзе – Леонов просто гениален в этом фильме.

Фильм «Фортуна» обругала критика в двухтысячном году. И это совсем не справедливо. Получился фильм о очень совестливом человеке во времена, когда совесть стала абстракцией.

Вахтанг Константинович – классический пример актера, который не получал актерского образования, но сумел реализовать себя в кино.

Главной ролью актера, конечно же, стала главная роль в фильме «Мимино», который разобран давно на цитаты.

Еще отмечу, роль в картине «Я, следователь», где он играет ученика Владимира Ивановича Шарапова, ну, и, конечно же, роль Глэбба – шпиона ЦРУ в сериале «ТАСС уполномочен заявить».

В титрах фильмов Данелии актер пишется как Буба. Так его зовет сам Данелия, и друзья актера.

Безусловно, сейчас имя актера больше связано с политикой. Но Вахтанг Кикабидзе охотно дал интервью русским каналам в связи с восьмидесятилетием в этом году.

Он снялся за последние 10 лет в двух русских фильмах. Это «Любовь без акцента» и озвучил персонажа в фильме «Ку! Кин – дза - дза».

Актерских работ с Данелией могло бы быть и больше, но продюсеры фильма «Паспорт» решили взять французского актера на главную роль

«Миллионы алых роз для Вии Артмане».

 


«Миллионы алых роз для Вии Артмане».

 

 

Название статьи можете считать эзоповым.

На самом деле, Вия Фрицевна Артмане – одна из самых великих актрис нашего кино. Тут даже не хочется уточнять, какого кино, НАШЕГО кино.

В статьях, которые посвящались юбилею Артмане, много писалось о том, что она была сильно востребована в театре, а кино было не слишком справедливо к актрисе.

Мол, всего три замечательных роли. В фильмах «Никто не хотел умирать», «Родная кровь», и «Театр». Но это утверждение совсем не справедливо. Может быть, масштаб фильмов, в которых снималась Артмане, не всегда соответствовал ее таланту, но как актриса она запоминалась всегда. Даже в «Стрелах Робин Гуда».

Безусловно, есть забытые фильмы, типа «Ракеты не должны взлетать». Но даже там роль Артмане запоминалась, и эта роль делала фильм.

Запомнилась она в детективах Алоиза Бренча и Ады Неретнице. Там она могла сыграть совершенно противоположные образы.

Мудрой следовательницы и хитрой преступницы.

Да, и последний период творчества был отмечен яркими ролями. В их числе, фильмы «Катафалк» и «Человек из свиты». Эти фильмы никак не отнесешь к проходным. Их мало, кто видел. Но такое тогда было время.

В советские годы актриса была символом советской Латвии. Но вот, все что с актрисой произошло в постсоветской Латвии, объяснить сложно. Это просто никак не объяснимо.

Иногда кажется, что это чисто человеческая зависть. Актриса всегда участвовала в кремлевских концертах. Актриса имела много званий и наград. Но она была, прежде всего, АКТРИСОЙ.

И она не покидала родную Латвию, хотя могла бы и уехать. Но она осталась верна своей Родине.

И история с квартирой, которую у нее отняли. Да, отняли по закону. Но министерство культуры Латвии во главе с Раймондом Паулсом должно было все силы приложить, чтобы купить актрисе новую квартиру. И не хуже старой.

В результате в постсоветской Латвии судьба актрисы сложилась печально. И, прежде всего, театральная судьба.

Всего три (!) сыгранные роли на театральных подмостках. И это для актрисы, которая находится в самом расцвете творческих сил.

Кто-то сильно спешил бороться с символом советской Латвии, забывая о том, что актриса была лучшей актрисой всего многонационального народа Советского Союза, и просто символом Латвии.

Сейчас много пишут о романе с Евгением Матвеевым. Актриса была, действительно, человеком сложной личной судьбы. Но никогда об этом не рассказывала. Тогда это было не принято. Да и характер не позволял.

И если был этот роман, и если была рождена дочь, так только радоваться можно, что актриса нашла счастье на этой земле, пусть такое и не долгое.

В последние годы она жила с сыном под Ригой.

Там тоже интересная история. Сын был музыкантом, и испытал все увлечения этой профессии. И довольно рано обратился к вере. Были проблемы с матерью. Но затем они нашли понимание.

Сын стал православным священником, и актриса приняла православие.

В ее жизни было много роз, но и много уколов от шипов роз. Но для зрителей она остается непревзойденной актрисой своей эпохи.

"Каждый день доктора Калинниковой" - забытое кино.

 


Все фильмы Виктора Титова широко известны. Но фильм «Каждый день доктора Калинниковой» относиться к забытым фильмам. 

С фильмом «Каждый день доктора Калинниковой» связана  особая история. Предполагалась, что это будет байопик, то есть, биографический фильм про доктора Елизарова, безусловно, с высоты наших лет, гения. И это очевидно даже нам, простым людям. Но простые люди не чиновники. Они закрывали провинциального выскочку. И чиновники Госкино решили, что это слишком, что про какого –то провинциального выскочку будет сниматься художественный фильм.

Наверное, этот фильм никогда не увидел бы свет, но снимался он на Э.Т.О., а там был капитализм, названный хозрасчет, и раз сценарий принят, то он должен был сниматься.

Тогда режиссер Виктор Титов решил изменить пол главного героя, и главным героем стала женщина. На мой взгляд, это улучшило весь фильм.

Правда, в остальном многое в этом фильме, правда.

Правда и то, как главного несостоявшегося героя травили. И как преподносили его до небес. И как люди просили его о помощи, а он не мог помочь, потому что устав и регламент важнее клятвы Гиппократа.

История с героем Золотухиным тоже во многом правдива. Правда, а оригинале она выглядела по-другому. Сам Елизаров предложил в шутку композитору Шаинскому увеличить рост. А тот, подумав, отказался, мотивируя тем, что ноги у него вырастут, а руки останутся такой же длинны. И он будет похож на кенгуру.

Историю с известным спортсменом заменили историей с балериной.

Историю с отцом девочки тоже была взята из жизни.

Правдива была история и о том, как у Елизарова появлялись соратники. Иногда и таким путем, как история Калягина.

Фильм не стал коммерческим открытием для студии, но стал художественным событием. Стало понятно, что в кинематографе появился удивительный режиссер Виктор Титов. Увы, он не успел реализовать свой талант в полной мере.

А для Ии Савиной этот фильм стал одним из самых лучших в карьере.

А вот для Эльзы Леждей этот фильм стал одним из последних в полном метре. Она стала Зинаидой Кибрит.

Фильм сейчас смотрится на одном дыхании, хотя история вполне камерная. Все события укладываются в один день, почти все события не выходят за стены больницы. Но за этой камерностью, экспериментами со светом, видны судьбы людей, их боль. Есть сцены, которые тяжело смотреть.    

Но есть место и юмору.

Все, как в жизни.

Как говориться, современным сериалам такое бы качество. 

 

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!  

  

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.