Парадокс, но фильм «Мираж» - это двойная стилизация.
В основу фильма лег роман Чейза «Весь мир в кармане» - стилизация английского автора под американский крутой детектив.
А затем советская экранизация этого романа под наш телевизионный формат.
Детективная линия шита белыми нитками. Тут нет вины создателей фильма: они идут вслед за романом. У Чейза вообще плохо с криминальной реальностью – все его романы суть фантазия на криминальные темы. Писал он много, поэтому далеко не все его романы могут похвастаться интригой.
Вот и этот роман вполне может послужить экранизацией фразу Михаила Задорнова про американцев. Ведут себя неадекватно здесь все. От инкассаторов до простых обывателей. А уж сколько ляпов сделали преступники – сложно сосчитать.
Другое дело, что создатели фильма наполнили этот криминальный сюжет достоверностью, психологизмом и социальной атмосферой.
Замечу, и великолепной режиссурой.
Например, почти вся первая серия происходит в замкнутом пространстве небольших квартир, производственных помещений, здесь нет места солнцу, только искусственный свет, очень блеклый.
А во второй серии это пространство сужается до пространства трейлера, в который оказываются заперты герои.
А в третьей серии пространство расширяется. Но это не сулит ничего хорошего нашим героям.
К заслуге создателей можно отнести, что из среднего литературного материала, они делают очень неплохое и атмосферное кино. Оно впечатляет до сих пор.
Не смотря на ляпы и штампы. Их удручающе много.
Например, грабители пьют виски. Хотя, им идти на дело, где нужна твердая рука.
Или вот самый главный ляп – продукция нашего ВАЗа в роли военного броневика. Не говорю уж о том, что герою удалось встретить кобру в США. Это вообще –то огромное открытие. Или откровенно крымские пейзажи на Среднем Западе, где примерно развивается действие фильма.
Много и откровенных роялей в кустах. Понятное дело, у преступников ничего не должно получиться. Ничего и не получиться. Они ведут себя как малые дети. Особенно, это становиться заметно в третьей серии.
Ну да, преступники должны потерпеть фиаско.
Хотя, изначально их план был обречен на провал. Задумаемся, что было бы, если бы у них все получилось. Американцы с большими деньгами в Мексике без документов – это точная смерть. И свой покой они нашли бы в ближайшем ущелье.
Фильм вышел в 1983 году, и это симптоматично. Год наивысшего противостояния СССР и США. У них в производстве «Красный рассвет». А мы делаем «Мираж», где показываем прелести их жизни.
Хотя ежу понятно, что хороший водитель и механик всегда и всюду найдут работу. Даже в годы кризиса. И уж точно не в криминальном бизнесе.
Но надо показать, что все плохо, что работягам только и остается, что воровать и мечтать о том, что весь мир окажется у них в кармане.
Это был социальный заказ, и он был прекрасно отработан кинематографистами.
Но вряд ли они создатели большой шедевр. Просто фильм, который хочется время от времени пересматривать. Скорее, из ностальгии.