Парадокс, но фильм «Мираж» -
это двойная стилизация.
В основу фильма лег роман
Чейза «Весь мир в кармане» - стилизация английского автора под американский
крутой детектив.
А затем советская экранизация
этого романа под наш телевизионный формат.
Детективная линия шита белыми
нитками. Тут нет вины создателей фильма: они идут вслед за романом. У Чейза
вообще плохо с криминальной реальностью – все его романы суть фантазия на
криминальные темы. Писал он много, поэтому далеко не все его романы могут
похвастаться интригой.
Вот и этот роман вполне может
послужить экранизацией фразу Михаила Задорнова про американцев. Ведут себя
неадекватно здесь все. От инкассаторов до простых обывателей. А уж сколько
ляпов сделали преступники – сложно сосчитать.
Другое дело, что создатели
фильма наполнили этот криминальный сюжет достоверностью, психологизмом и
социальной атмосферой.
Замечу, и великолепной
режиссурой.
Например, почти вся первая
серия происходит в замкнутом пространстве небольших квартир, производственных
помещений, здесь нет места солнцу, только искусственный свет, очень блеклый.
А во второй серии это
пространство сужается до пространства трейлера, в который оказываются заперты
герои.
А в третьей серии
пространство расширяется. Но это не сулит ничего хорошего нашим героям.
К заслуге создателей можно
отнести, что из среднего литературного материала, они делают очень неплохое и
атмосферное кино. Оно впечатляет до сих пор.
Не смотря на ляпы и штампы.
Их удручающе много.
Например, грабители пьют
виски. Хотя, им идти на дело, где нужна твердая рука.
Или вот самый главный ляп –
продукция нашего ВАЗа в роли военного броневика. Не говорю уж о том, что герою
удалось встретить кобру в США. Это вообще –то огромное открытие. Или откровенно
крымские пейзажи на Среднем Западе, где примерно развивается действие фильма.
Много и откровенных роялей в
кустах. Понятное дело, у преступников ничего не должно получиться. Ничего и не
получиться. Они ведут себя как малые дети. Особенно, это становиться заметно в
третьей серии.
Ну да, преступники должны
потерпеть фиаско.
Хотя, изначально их план был
обречен на провал. Задумаемся, что было бы, если бы у них все получилось.
Американцы с большими деньгами в Мексике без документов – это точная смерть. И
свой покой они нашли бы в ближайшем ущелье.
Фильм вышел в 1983 году, и
это симптоматично. Год наивысшего противостояния СССР и США. У них в
производстве «Красный рассвет». А мы делаем «Мираж», где показываем прелести их
жизни.
Хотя ежу понятно, что хороший
водитель и механик всегда и всюду найдут работу. Даже в годы кризиса. И уж точно не в криминальном бизнесе.
Но надо показать, что все
плохо, что работягам только и остается, что воровать и мечтать о том, что весь
мир окажется у них в кармане.
Это был социальный заказ, и
он был прекрасно отработан кинематографистами.
Но вряд ли они создатели
большой шедевр. Просто фильм, который хочется время от времени пересматривать.
Скорее, из ностальгии.