четверг, 2 сентября 2021 г.

Два великих фильма советского кино.

 

Сразу же скажу, что эти фильмы не являются зрительскими фаворитами. Их ценят только критики. Массовый зритель эти фильмы, в общем –то, и не увидел, и не слишком заметил. И понятно, почему.

Это очень сложное кино, кино не для всех. И оно не сразу же попадают в душу. Но – попадает! Особенно, когда ты взрослеешь. И эти фильмы очень уж созвучны с нашим временем и нашей эпохой.

Речь идет о фильмах «Ты и я» и «В четверг, и больше никогда».

 

Фильм «Ты и я» сняла режиссер Лариса Шепитько – режиссер крайне мистический и очень не зрительский. Воплощая свои замыслы, она никогда не шла на потребу массовому зрителю.

Хотя, у замысла фильма «Ты и я» был свой сюжет. На роль, сыгранную потом Дьячковым, Шепитько планировала Высоцкого. Но не срослось. А на вторую роль она выбрала Юрия Визбора.

Фильм получил третью категорию. И его посмотрело всего лишь около 5 млн. зрителей. Но затем он стал хитом в «Иллюзионе». И хитом у критики, которые назвали этот фильм «одним из лучших».

Не сразу же понимаешь, почему главный герой, очень благополучный человек, хочет куда –то бежать. Когда –то он предал себя, бросив научную работу, ради внешнего благополучия. В фильме это работа врачом в посольстве в Швеции. И оказывается, что предать себя вполне можно, но затем ты никуда от себя не убежишь. Даже на край света…

Гениальная музыка Шнитке, которая наполовину создает этот фильм.

 


Фильм «В четверг, и больше никогда» снят Анатолием Эфросом, безусловно, лидером советской театральной режиссуры, в кино, выступавшим достаточно редко.

Здесь снова благополучный врач, и личный апокалипсис, который подчеркивают цитаты из «Откровения». Главный герой «не холоден, не горяч», это вариант «лишнего человека» советского времени. Но ему совсем не сочувствуешь, ибо после себя он оставляет пустоту и смерть.

Причем, это подчеркивается в картине. Есть в фильме жестокая сцена убийства косули. Косули, которую сначала вылечила мать главного героя.

Впрочем, в этом фильме есть некая надежда, есть некий просвет. И он в том, что будущее поколение будет лучше этого, и даже лучшего прежнего.

Изначально сценарий назывался «Заповедник». Но это название не понравилось чиновникам. Они почувствовали то, что все хорошее в этом фильме, есть ни в простом советском враче, а в обитателях заповедника, где и происходит действие картины.

Название картины говорящее, ведь все действие в картине происходит в чистый четверг. И только в этот день можно изменить свою судьбу, или карму. Но герой этот шанс упускает.

Одна из лучших ролей Олега Даля. Здесь он разворачивается в полный актерский рост. И виден его невероятный талант, или гений, который еще будут оценивать на расстояние.

Любопытна и роль Иннокентия Смоктуновского. Он играет здесь персонажа, которого все зовут «дядя Ваня», и это некий вариант того чеховского персонажа. Любопытно, что Смоктуновский так и не сыграл дядю Ваню в кино. Но сыграл в экранизации чеховской пьесы, осуществленной Кончаловским.

В фильме есть надежда, как и во всяком хорошем произведение искусства. И эта надежда связана с героиней Веры Глаголевой.

Жаль, что эти фильмы так и не стали пользоваться успехом у широкой аудитории. Просто эти фильмы пони маешь не с первого раза.

Сам с трудом осилил их в первый раз. Но затем посмотрел второй раз, а затем третий. И эти фильмы не отпускают от себя. И они являются достоянием нашего искусства.

Фильм "Последняя реликвия" - воспоминание детства.

 


Скажу крамолу: не важно, хороший это фильм, или плохой. Для меня это просто возвращение в детство, в ту пору, когда в кинотеатр ходили всей семьей, и смотрели такие фильмы.

В памяти остался, прежде всего, голос Георга Отса. И именно с эти голосом больше всего ассоциируется этот фильм.

Это очень сочный фильм, как то мясо, которое поедают герои.

Полагаю, история создания этого фильма следующая. В шестидесятые годы лидерами проката были французские «Мушкетеры» и «Анжелика». Нужно было дать ответ. И был дан вполне достойный ответ. Касса была хорошая. Гораздо больше, чем в официальных источниках. Я смотрел этот фильм в восьмидесятые годы, и народу в зале было много.

А в остальном, фильм сделан по лекалам приключенческого жанра. Это приключение, растянутое на полтора часа, возвращение, как в волшебный мир детства, так и в придуманный мир средневековья.

Разумеется, никаких намеков на происхождение героя. В оригинале, он – русский князь, скрывающийся от Ивана Грозного.

В фильме этого нет. Герой здесь просто герой. Очень крутой парень, который с легкостью может уделать десяток парней.

И, конечно же, две любовные истории. Причем, не слишком понятно, какая из героинь красивее. Как по мне, так Эве Киве. Особенно, когда снимает монашеское одеяние. Но это дело вкуса. Обе актрисы невероятно красивы!

Любовные истории сделаны хорошо. Совсем не схематично. Конечно, начало любовной линии напоминает «Черную стрелу», кое – где виден даже Хаггард, но это общая проблема приключенческих историй, она всегда архетипична. В конечном итоге, первый роман приключений – это «Одиссея».

Совсем не раздражают песни. В «Слугах дьявола» они раздражают, хотя написаны они Раймондом Паулсом. А в «Последней реликвии» они звучат очень естественно.

Постановочно – художественная часть тоже на высоте. Отличная натура, отличные интерьеры. Хорошая постановка боевых сцен. В них не чувствуется постановочность фильмов плаща и шпаги.

Безусловно, гениален Ролан Быков. Не стал бы копаться глубоко, но кое – какую перекличку с его образом Скомороха из «Рублева» я почувствовал. Там – стихия народного бунта и воли, здесь – жесткий катехизис. Но опять же, не стал бы копаться глубоко.

Такие фильмы созданы для развлечения.

Как по мне, фильм «Последняя реликвия» эту функцию выполняет. Смотрится на ура и почти через 50 лет после выхода фильма. То есть, фильм не постарел. И, конечно, можно набросать придирок. Но как –то этого не хочется делать.

Хочется просто возвратиться в мир детства, и сказать спасибо создателям фильма.

Фильмы, которые пугали советских зрителей.

 

Есть мнение, что в советском прокате никогда не было фильмов ужасов. Но большинство фильмов ужасов, которые стали классикой жанра, в советском прокате демонстрировались, потому что они были сняты в Германии, а Германия (Веймарская республика) в двадцатые годы сотрудничала с СССР. Но это было в двадцатые годы, которые давно остались в прошлом. Реакция массового зрителя на те фильмы осталась неизвестной.

После же войны фильмы ужасов не демонстрировали, не закупали в прокат. И советский зритель мог узнать про них только из журнала «Искусство кино», где иногда ругали образцы жанров. Но иногда в страну проникали фильмы, которые вызывали страх у советских зрителей, да и сами советские режиссеры иногда выдавали что –то подобное.

Вспомним несколько фильмов, которые напугали советских зрителей.

 


ВИЙ.

Это классика мировой литературы, небольшая повесть Николая Васильевича Гоголя. Поэтому и был снят фильм под неусыпным оком Александра Птушко, который отвечал за спецэффекты картины. Есть мнение, что он приложил руку и к режиссуре. Но это только мнение.

Получилось страшное кино на все времена. Не зря этот фильм никогда не показывают на морских судах. Если начать показывать этот фильм, то будет несчастье, или шторм. Моряки – люди крайне суеверные.

Пример того, что классическая повесть в великолепном исполнении может быть фильмов на все времена. И всегда становится страшно.

В кинотеатрах фильм демонстрировался вплоть до восьмидесятых годов, и всегда были аншлаги. Так что, я думаю, что он собрал гораздо больше зрителей, чем указано официально.

 

ФАНТОМАС.

Это довольно забавно, что пародийный фильм, комедию советский зрители воспринимали так. И все, потому что они не знали сам жанр. И многим становилось страшно при виде зловещей маски Фантомаса.

Слышал сам истории, что после кино девушки звонили отцам, чтобы они их встретили из кинотеатров.

Фильм наделал много шуму в свое время.

Особенно, советских зрителей напугала третья часть киносериала, где пародируются готические фильмы.

 

ДИКАЯ ОХОТА КОРОЛЯ СТАХА.

Единственный фильм в готическом стиле, снятый в Советском Союзе в Белоруссии по прозе белорусского классика Владимира Короткевича.

Вроде бы, в фильме даются все разгадки всем событиям, но смотреть его все равно страшно. Атмосфера старого замка удручает. Полагаю, фильм имел бы больший успех, если бы режиссер не хотел снять «кино не для всех».

Но получилось атмосферно и страшно.

«ЧЕЛОВЕК – НЕВИДИМКА».

Английская классика нам всегда в помощь. Сюда же можно отнести и «Доктора Джекилла» с Иннокентием Смоктуновским. Но «Человек – невидимка» пользовалось большим успехом в советских кинотеатрах. Передовые спецэффекты для 1984 года. И великолепные актерские работы. Сейчас фильм несколько подзабыт. И это совсем несправедливо. Но неискушенного советского зрителя спецэффекты пугали. Качественная экранизация, за юмор в которой отвечал герой Леонида Куравлева.

Ситуация в советском прокате с фильмом "Гроздья гнева".


 

Фильм «Гроздья гнева» вышел на экраны в 1940 году. Тотчас же фильм был куплен для проката в СССР. Советский прокат тех лет был вообще открыт для проката иностранных фильмов.

Вопреки, расхожему мнению, что в Советском Союзе показывались только фильмы советского производства.

Фильм был снят по роману Стейнбека, рассказывал про американскую бедноту, идеологически выдержан, так что, все в порядке. Рассказывал фильм о том, как бедствует фермер, как он из фермера превращается в люмпен – пролетария. Тому, кто принимал решение о закупке, фильм понравился.

Фильм дублировали. Это очень дорогая технология по тем временам. И начали показывать начальству. И начальству не понравилось одно обстоятельство, что бедный американский пролетарий, имеет свой собственный пикап. Советский рабочий не мог и мечтать об автомобиле. Личный автомобиль – удел летчиков, героев – полярников и знатных стахановцев. Начальству показалось, что этот бедный фермер, не такой уж и бедный.

И начальство решило положить на полку этот фильм.

Таким образом, хорошо дублированная версия не шла в советском прокате. И история с запретом этой версии, оказывается верной.

Но!

Тут мы выявляем явный парадокс. В послевоенные годы фильм «Гроздья гнева» демонстрировался в советском прокате. Но, то была трофейная версия, захваченная у немцев.

Фильм демонстрировался без титров. И название было изменено. Он назывался теперь «Дорога бедствий». Естественно, что фильм шел с оригинальной дорожкой.

А дублированная версия фильма благополучно лежала под запретом, и показана была уже только в конце восьмидесятых годов по телевидению.

Действительно, ситуация парадоксальная. Был запрет, но фильм показывался.

Актер Анатолий Столбов: он скончался от рака.

АНАТОЛИЙ СТОЛБОВ (1933 – 1996). Замечательный актер комедийного амплуа. Из тех актеров, которого не знаешь по имени, зато знаешь в лицо. Много работал на «Ленфильме». Главных ролей не было. Зато было много запоминающихся ролей. Лучшие многосерийные фильмы с его участием – «Рожденная революция» и «Сержант милиции», лучшие полнометражные фильмы – «Здравствуй и прощай» и «Музыканты одного полка». Его любили снимать Павел Кадочников и Виталий Мельников. Эти режиссеры кого попало не снимали. Актер заболел на рубеже восьмидесятых и девяностых. Диагноз – рак горла. Операция помогла, хотя актер лишился голоса. И несколько лет он не разговаривал. Соответственно, он и не работал по профессии. Через несколько лет рак дал метастазы, и операции уже не помогли. Актер ушел из жизни в 63 года.

Актер и режиссер Константин Воинов: он взял себе псевдоним.

КОНСТАНТИН ВОИНОВ. Выдающийся советский режиссер. А затем уж актер. На его счету немало значительных режиссерских работ. Но в первую очередь, это «Женитьба Бальзаминова» - кино на все времена. Еще бы я отметил фильм «Шапка» - сатиры на нравы советских писателей, где шапка из ондатры становиться символом признания. Фирменный почерк Воинова как режиссера – это замечательный актерский ансамбль. В его фильмах играет буквально все, даже предметы мебели (фильм «Дача»). Настоящая фамилия режиссера и актера – Кац. Как актер он снимался немного, но запомнился ролями в фильмах «Бег», «Золотой теленок». А уже в конце своей жизни снялся в фильме «Приют комедиантов». Там у Воинова была главная роль. Этот фильм прославился, благодаря двум обстоятельствам: актрисе Елене Захаровой приходилось сниматься обнаженной значительное время, и этот фильм снимали буквально все, кроме режиссера. В остальном, это очень неплохое кино, снятое без чернухи.

Актрисы, которые взяли фамилию мужа.

 

Сегодня мы продолжим вспоминать актрис, которые сменили свою фамилию на фамилию мужа. Сегодня вспомним двух актрис, которые вышли замуж за Олега Стриженова, и стали Стриженовы. Хотя, до этого они уже успели побывать замужем, но в первом браке оставили свою девичью фамилию.

 


МАРИАННА СТРИЖЕНОВА.

Марианна Стриженова - потомственная актриса.

Ее родители – актеры МХАТА. Она носила двойную фамилию Грызунова – Бебутова по отцу и по матери.

Когда вышла замуж в первый раз за летчика, Героя Советского Союза Кириллова, то оставила свою девичью фамилию. Правда, ее сценической фамилией была фамилия Бебутова. Так, видимо, казалось короче.

Она уже была известной актрисой, когда встретила на съемках Олега Стриженова. Служебный роман перетек в длительный брак, от которого родилась дочь Наталья.

А Марианна Бебутова в этом браке взяла фамилию Стриженова. И Стриженовой осталась до конца своих дней.

Она была буквально ЗА МУЖЕМ. Ради своего мужа она сменила родной Театр Моссовета, где была любимицей Завадского на Театр киноактера. Но была в нем задействована совсем немного. А после развода со Стриженовым и в кино заметных ролей стало меньше.

ЛЮБОВЬ СТРИЖЕНОВА.

Актриса за свою жизнь три раза меняла свою фамилию. Ее девичьей фамилией была фамилия Лифенцова. Под этой фамилией актриса и стала делать успешную театральную и кинокарьеру. Но уже в самом начале этой карьеры, она познакомилась с Владимиром Земляникиным. Они вместе снимались в фильме «Улица молодости», играли там влюбленную пару, любовь с экрана перешла в жизнь. Почти сразу же актриса забеременела, вышла зам уж за Земляникина, и стала Земляникиной.

После окончания театрального ВУЗА, она пришла работать в МХАТ. И в этом театре встретила Олега Стриженова. Между актерами, которые оба были несвободны, разгорелся страстный роман. Оба развелись, и заключили брак.

Любовь Земляникина снова взяла фамилию второго мужа, и стала Любовью Стриженовой. Но второй брак оказался довольно непродолжительным для обоих супругов. Говорят, в этом браке было много взаимных претензий. Крепости брака не помог даже сын Александр, рожденный в этом браке.

После развода, про личную жизнь Любови Стриженовой мало что известно. Она полностью посвятила себя работе, и заботе о сыне. После распада МХАТа, выбрала сторону Дорониной, и очень много работала в ее театре.

А затем Любовь Стриженова совершила еще один поворот в своей судьбе, и стала монахиней под именем Иудифь. Иудифь, что любопытно в неканоническом Ветхом Завете, очень любопытный персонаж. Она – фактически актриса и разведчица, которая много сделала ради своего народа. И прожила она долгую жизнь после своих Деяний