- хоррор с глубоким
содержанием.
Совместное
производство Канады – Австралии.
Это взгляд человека, который
не очень любит мистические хорроры. Нелюбовь сложилась по одной простой причине
– это слишком избитый жанр. Он фактически эксплуатирует одни и те же сценарные
клише, и в этом жанре, как ни в каком другом, один сценарный стереотип погоняет
другим. Сложно создать что-то новое и запоминающее. Но когда создают что-то
новое, такие фильмы ценнее вдвойне.
Фильм «Бабадук» меня заинтересовал. Потому
что, это, действительно, что –то оригинальное в этом жанре. И я не пожалел
времени, которое потратил на просмотр фильма. Прежде всего, потому, что авторы
фильма, если и не ушли от жанровых клише, то использовали их подобающе.
Использовали так, что совершенно не видна
малобюджетность. Это просто пример того, что хороший фильм можно создать и без
больших денег на спецэффекты. И что спецэффекты в этом жанре не главное.
Главное – содержание. И то, чтобы это содержание задевало зрителя. И пугало
его. В конечном итоге, не о психологической драме идет речь.
Обычный для жанра
ужасов сюжет об одинокой матери и странном сыне вписан в огромный синефильский,
или даже, культурологический контекст. Режиссер использует все возможные
ассоциации. И они работают на содержание, а не вхолостую.
Например, телевизор в доме героини постоянно
работает. И там показывают довольно нетипичные фильмы. Это фильмы немецких
экспрессионистов. Режиссер знает в них толк. Не зря работала ассистентом у
Ларса фон Триера.
Мистическую
составляющую вполне можно трактовать в реалистическом ключе, если
всю мистику списать на то, что это сон главной героини. Мне лично больше всего
фильм напомнил «Сияние». По сути,
замкнутое пространство, и отношение родителей – ребенка.
Это тоже фильм
про сумасшествие. Только фильм Кубрика совсем без надежды. А здесь надежда
появляется в виде материнской любви. Материнская
любовь - самое сильное чувство. Оно все
преодолеет. Даже страхи, которыми питается чудовище. Но в начале, нужно, чтобы эта любовь стала
любовью, а не ненавистью.
И потому, если опять же, оставить за рамками
мистическую составляющую фильма, то этот фильм об отношении мальчика и матери.
Фактически, психологическая драма, но рассказанная в жанре хоррора.
Но, как и
«Сияние» этот фильм говорит о том, что самое страшное существо на свете – это
не чудовище. Самые страшные вещи происходят в душе человека. И человека нужно
бояться. Порой близкого человека, и это самое страшное.
Здесь таким
человеком является главная героиня,
мать. И до самого конца не слишком понятно, она ли сходит с ума, или есть
нечто, что и делает фильм мистическим.
И авторы знают
толк в мистическом хорроре. Они не идут
проторенным путем. Они нащупывают свои пути в этом жанре. И у них это
получается на удивление замечательно.
Они понимают, что для того, что бы воздействовать на наше подсознание,
не нужны большие деньги. У них их и не было.
Нужна просто грамотная работа оператора,
художника и звукооператора. Тут все по высшему разряду. Большая часть действия
происходит в обычном доме с очень стандартной обстановкой. В этой обстановке
есть даже некий минимализм. И нет особых примет времени. Но этот обычный дом показан очень страшным
местом. И эффект ужаса достигается, прежде всего, тем, что зритель не понимает
тонкой черты между реальностью и фантазией. И реальность, может быть, страшнее
любой фантазии. И мрачное существо Бабадук может иметь те же цели, что и родная
мать.
Удивителен тот факт, что для
режиссера Дженнифер Кент – это первая работа в полном метре. И пока
единственная. Но она показала себя режиссером, а не режиссершей, как
презрительно иногда отзываются о режиссере женского пола. Интересно, как она
дальше будет развиваться?
Никаких звезд в картине нет.
Их и не может быть при бюджете в 2 млн. долл. Но актеры играют хорошо. Особенно,
Ной Уайзман, который играет сына главной героини. Это его первая работа в кино.
Но это не самый удивительный факт. Удивительно то, что актера в общем –то не
заметили. Наверное, это связано с тем, что фильм снят в копродукции Австралии –
Канады. Это не большой Голливуд.
Имя актрисы, которая сыграла главную роль, мне
тоже ни о чем не говорит. Ее зовут Эсси Девис. Вроде бы, у нее отличная
фильмография, но, предполагаю, что играла она только в эпизодах. Может быть, вы
ее знаете. Но она отлично вжилась в образ сумасшедшей мамочки.
Любопытно, что фильм не стал
хитом ни в одной стране. Сборы довольно скромные. Но фильм явно достоин
зрительского внимания. Хвалы критиков не
напрасны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий