четверг, 22 марта 2018 г.

Фильм «Бабадук» (2014 г.)


               
- хоррор с глубоким содержанием.
                              Совместное производство Канады – Австралии.



Это взгляд человека, который не очень любит мистические хорроры. Нелюбовь сложилась по одной простой причине – это слишком избитый жанр. Он фактически эксплуатирует одни и те же сценарные клише, и в этом жанре, как ни в каком другом, один сценарный стереотип погоняет другим. Сложно создать что-то новое и запоминающее. Но когда создают что-то новое, такие фильмы ценнее вдвойне.
 Фильм «Бабадук» меня заинтересовал. Потому что, это, действительно, что –то оригинальное в этом жанре. И я не пожалел времени, которое потратил на просмотр фильма. Прежде всего, потому, что авторы фильма, если и не ушли от жанровых клише, то использовали их подобающе. Использовали так, что совершенно  не видна малобюджетность. Это просто пример того, что хороший фильм можно создать и без больших денег на спецэффекты. И что спецэффекты в этом жанре не главное. Главное – содержание. И то, чтобы это содержание задевало зрителя. И пугало его. В конечном итоге, не о психологической драме идет речь.  
Обычный для жанра ужасов сюжет об одинокой матери и странном сыне вписан в огромный синефильский, или даже, культурологический контекст. Режиссер использует все возможные ассоциации. И они работают на содержание, а не вхолостую.
 Например, телевизор в доме героини постоянно работает. И там показывают довольно нетипичные фильмы. Это фильмы немецких экспрессионистов. Режиссер знает в них толк. Не зря работала ассистентом у Ларса фон Триера.  
Мистическую составляющую  вполне  можно трактовать в реалистическом ключе, если всю мистику списать на то, что это сон главной героини. Мне лично больше всего фильм напомнил «Сияние».  По сути, замкнутое пространство, и отношение родителей – ребенка.
Это тоже фильм про сумасшествие. Только фильм Кубрика совсем без надежды. А здесь надежда появляется в виде материнской любви.  Материнская любовь  - самое сильное чувство. Оно все преодолеет. Даже страхи, которыми питается чудовище.  Но в начале, нужно, чтобы эта любовь стала любовью, а не ненавистью.
 И потому, если опять же, оставить за рамками мистическую составляющую фильма, то этот фильм об отношении мальчика и матери. Фактически, психологическая драма, но рассказанная в жанре хоррора.
Но, как и «Сияние» этот фильм говорит о том, что самое страшное существо на свете – это не чудовище. Самые страшные вещи происходят в душе человека. И человека нужно бояться. Порой близкого человека, и это самое страшное.
Здесь таким человеком является  главная героиня, мать. И до самого конца не слишком понятно, она ли сходит с ума, или есть нечто, что и делает фильм мистическим.  
И авторы знают толк  в мистическом хорроре. Они не идут проторенным путем. Они нащупывают свои пути в этом жанре. И у них это получается на удивление замечательно.   Они понимают, что для того, что бы воздействовать на наше подсознание, не нужны большие деньги. У них их и не было.
 Нужна просто грамотная работа оператора, художника и звукооператора. Тут все по высшему разряду. Большая часть действия происходит в обычном доме с очень стандартной обстановкой. В этой обстановке есть даже некий минимализм. И нет особых примет времени.  Но этот обычный дом показан очень страшным местом. И эффект ужаса достигается, прежде всего, тем, что зритель не понимает тонкой черты между реальностью и фантазией. И реальность, может быть, страшнее любой фантазии. И мрачное существо Бабадук может иметь те же цели, что и родная мать. 
Удивителен тот факт, что для режиссера Дженнифер Кент – это первая работа в полном метре. И пока единственная. Но она показала себя режиссером, а не режиссершей, как презрительно иногда отзываются о режиссере женского пола. Интересно, как она дальше будет развиваться?
Никаких звезд в картине нет. Их и не может быть при бюджете в 2 млн. долл. Но актеры играют хорошо. Особенно, Ной Уайзман, который играет сына главной героини. Это его первая работа в кино. Но это не самый удивительный факт. Удивительно то, что актера в общем –то не заметили. Наверное, это связано с тем, что фильм снят в копродукции Австралии – Канады. Это не большой Голливуд.
 Имя актрисы, которая сыграла главную роль, мне тоже ни о чем не говорит. Ее зовут Эсси Девис. Вроде бы, у нее отличная фильмография, но, предполагаю, что играла она только в эпизодах. Может быть, вы ее знаете. Но она отлично вжилась в образ сумасшедшей мамочки.  
Любопытно, что фильм не стал хитом ни в одной стране. Сборы довольно скромные. Но фильм явно достоин зрительского  внимания. Хвалы критиков не напрасны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий