пятница, 20 августа 2021 г.

«Человек в проходном дворе» - советский детектив в стиле нуара.

В принципе, название этой статьи может исчерпывать содержание статьи. Ибо действительно, трехсерийный фильм «Человек в проходном дворе» имеет коренное различие от классического детектива, и это различие состоит в том, что сам фильм решен в нуарном ключе. То есть, когда не слишком понятно, какой этот персонаж: правильный или нет. И все персонажи этого фильма не совсем правильные. Так, один из свидетелей много пьет, второй ведет какие –то махинации. И главный злодей отличается от них в лучшую сторону. По внешним признакам это образцовый советский гражданин. Обычный работяга. Но под его личиной скрывается преступник. Усиливает эффект нуара и то, что действие происходит в Эстонии. Там оккупация имела свои последствия. Советские жители не знали в те годы и не могли знать, что Эстония – это единственное место юден фрай, то есть, территория, освобожденная от еврейского населения. Фактически рядовой сюжет советского кино – поиск нацистского преступника – здесь решен в очень изобретательном и интересном ключе, когда даже интересно не сам результат расследования, а его ход. Коренным отличием этого фильма является и личность главного героя. Он здесь совсем не типичный сыщик. Точнее, не типичный сыщик советского кино, которые всегда должны быть одеты правильно. Это пиджак с галстуком, причем, е просто рубашка, а рубашка с запонками. Причем, пиджак, как правило, черного или серого цвета. Летом сыщику можно было носить белый пиджак. Но и то, оперативнику, и то, в перестроечную эпоху. А здесь герой одет как герой американских боевиков в ковбойку и джинсы. Ну, или почти джинсы. Что там шили на советских фабриках. Рубашка не мнется никогда, даже в драке, и это тоже условность нуара. Плюс, красивые женщины. Они все с загадкой, и все красивы. Даже, когда это сотрудница уголовного розыска. Наверняка, такая вольность бы не прошла, если бы фильм снимали на центральной киностудии. Но снимали в Киеве, и поэтому получился очень необычный фильм для советского телевидения. Совсем не телевизионный. Манящий и пугающий. С обилием диалогов, и с парадоксальным злодеем. Фильм, который до сих пор не устарел, хотя, имена режиссера не вписаны в историю кино золотыми буквами. Но так бывает…

четверг, 19 августа 2021 г.

Сериал "Чики": он мне не понравился.

Вокруг этого сериала было сколько разговоров! И звание главного телевизионного шоу прошлого сезона. И вот, наконец –то, долгожданный показ на телевидение. Правда, за полночь, но можно потерпеть или записать. Смотрю, и что я вижу. Очередная история о тяжелой женской доле, только, если по другим каналам, в качестве героинь используются менеджеры, бухгалтера, творческие работники, то здесь, в качестве героинь выведены жрицы любви. Причем, это выдается за некое новаторство, хотя, по центральны каналам были уже такие сериалы, вспомним сериал, который сделал звездой Максима Дрозда. Так про действующих профессионалок рассказывали, здесь, вроде как, о девушках, решивших завязать. Второе новаторство, которым гордятся авторы сериала, это атмосфера маленького города, который передает сериал. Но ведь и это тоже было на экране. Много раз. Пусть городки были и не южные. Хотя, и южные были. Еще в советское время. Вспомним, «Фантазии Фарятьева»… По этим двум показателям, мне сериал вовсе не показался новаторским. Уж точно, такой сериал мне не хочется смотреть по подписке, то есть, за деньги. По актерским работам сложно судить. Есть планка жриц любви, которую задала Екатерина Васильева, Елена Яковлева, Татьяна Догилева. Так вот, до этой планки актрисам очень далеко. Актрисы неплохие. Но есть ощущение, что это известные московские актрисы, ряженные, а не персонажи. Вроде бы, и актеры играют ярко. Но меня не покидало ощущение лжи. Знаете, у меня сложилось ощущение, что в общем и в целом, сериал – это некий взгляд успешного москвича на глубокую провинцию. И в этой провинции все какое –то не настоящее, игрушечное, немножко милое, немножко странное. В чем –то даже милое, а иногда и отталкивающее. Но это именно отстраненный взгляд со стороны. Есть даже попытка создать в истории что –то чеховское, что –то шукшинское. Но это все как –то искусственно. Сама драматургия меня не зацепило. Почему вдруг фитнес – центр? Почему, когда ясно с самого начала, что дело не пойдет. Почему героиня Горбачевой такая доверчивая, ведь располагает кредитными средствами. Сто раз проверь – один отрежь. Такой принцип. А она глупит. Глупит раз, затем снова глупит. А затем начинает истерить. Вроде бы, с самого начала персонаж подан как не глупый, но на протяжении истории она творит глупости. Действие тянется очень медленно и не торопливо. Много косвенных персонажей, которые совсем никак не тянут историю. Это просто колоритные персонажи. Тот же казак с комплексами садиста – каким образом он влияет на драматургическую конструкцию? Плюсом можно считать то, что все актрисы стали кинозвездами. И после этого сериала они нарасхват. Значит, профессионалы приняли этот сериал.

Актер Андрей Егоров: он ушел из жизни в 50 лет.

Ушел из жизни актер Андрей Егоров. Заголовки прессы запестрели, что ушел актер сериала «Дальнобойщики». Насколько это несправедливо к актеру, который сыграл в фильме «Время танцора»! Андрей Егоров был любимым режиссером Театра армии, любимым партнером Владимира Зельдина, звездой и одним из ведущих артистов этого театра. Более того, в кино Андрей Егоров сыграл более 60 ролей, и говорить о том, что актер был актером одной роли совсем не справедливо. Сериал «Дальнобойщики» популярный, но он был не единственный популярный сериал в жизни Андрея Егорова. Андрею Егорову было всего лишь 50 лет. Он ушел из жизни 17 июня 2021 года скоропостижно: оторвался тромб. Ушел на взлете: для актера – это время зрелости и новых работ. Но их уже не будет. Он – редкий пример актера, который закончил провинциальный ВУЗ, и устроился на службу в ведущий московский театр. Выпускников таких ВУЗов не очень любят столичные режиссеры. Егоров родом из Волгограда, образование получил в Воронеже, и вся жизнь его связана с Театром армии, где он прослужил более 25 лет. Сложилась и карьера в кино. С середины девяностых годов Андрей Егоров входил в категорию снимаемых актеров. Дебют состоялся в фильме «Пионерка Мэри Пикфорд». Затем была главная роль в фильме «Время танцора». Этот фильм подарил нашему кино целую плеяду звезд. Прежде всего, Юрия Степанова и Чулпан Хаматову. В их ряду и Андрей Егоров. Хаматова и Степанов быстро стали звездами кино. Нельзя сказать, что Егоров стал звездой. Но он стал успешным типажным актером. Каждый год он снимался сразу же в нескольких картинах. Наверное, «Время танцора» фильм не для массового зрителя, а в истории кино он остался. Андрей Егоров влетел в кино на коне невероятным красавцем с открытым взглядом. Настоящий казак! То есть, он не сыграл суть, а просто был этой самой сутью. Сочетание мужественности и доброты. Брутальности на экране много, а вот, когда эта брутальность сочетается с добротой – это довольно редкое явление. И Андрей Егоров был таким явлением. Обращали на себя внимание и глаза актера. На его счету яркая роль в фильме «Звезда». Это роль второго плана, не очень выигрышная в плане драматургии, но его героя запоминаешь. И это говорит о том, что Андрей Егоров великолепно сыграл роль капитана Барашкова! Не знаю, получил ли актер за эту работу Государственную премию. Но эта работа остается в памяти людей. Наверное, это высшая награда. Из сериалов заметными стал сериал «Мужская работа», где Егоров играет яркую роль журналиста. Но, наверное, лучшим сериалом, где Егоров исполнил главную роль, стал сериал «Эшелон». Сериал был снят к Юбилею Победы, и показывал войну с непривычной стороны. Он рассказывал о солдатах и офицерах, которые закончили одну войну, взяли Восточную Пруссию, и теперь едут через всю страну на другую войну. Пронзительное кино, где Егоров очень на месте! Его актерский потенциал велик! И очень жаль, что этого не очень заметили. Еще одним ярким сериалом с участием Андрея Егорова стал сериал «Оптимисты». Там у актера замечательная роль второго плана. Лично я для себя в этой роли заново открыл актера. Лучшие его роли состоялись в фильмах про прошлое, и в очень условном фильме «Время танцора». В последнее время Андрей Егоров снимался в детективных сериалах, и их премьера еще должна состояться. Увы, актер до премьеры не дожил. Андрей Егоров был Заслуженным артистом РФ. А Народного он просто получить не успел. Слишком долго ходят документы по инстанциям. Но то, что мы потеряли замечательного актера, это, безусловно.

Ольга Бузова на сцене МХАТ: как сдивгаются границы искусства.

Конечно, все уже знают, что Ольга Бузова выступает в качестве артистки на сцене МХАТ. Хочу обратить внимание не на саму новость, а на суть процесса, что происходит. И тут просто затирания двух слов. Слово «артистка» образовано от слова «искусства». То есть, актер – это представитель глашатай искусства. В русской традиции, актер не просто исполнитель, он нечто большее. Он несет некое послание. И второе слово «Академический». Такой статус вручается театрам государством. В таких театрах у актеров повышен статус, равно, как и зарплата. Легче получить звание. Больше бонусов. Но за это они должны хранить академизм в искусстве. Верность этому искусству. Не превращать искусство в некий балаган. К тому же, эти самые актеры получают образование, они являются профессионалами. То есть, просто так туда не попадешь. Вряд ли туда легко попасть из Саратовского или Ярославского училища. Тут можно спросить академизм в искусстве – это плохо или хорошо. Академизм – это некие каноны, отработанные многими столетиями. В конечном итоге, аристотелевскую эстетику никто не отменял. Ибсен, Чехов – это революция в драматургии. Но эта революция все равно была в рамках аристотелевской эстетики. Весь театральный авангард двадцатых годов в рамках этой эстетики. История знает только один удачный пример того, как сдвигаются каноны в искусстве. И этот пример – Ренессанс. Когда вместо средневекового канона в искусстве был предложен античный канон. Но и то, фактически это был возврат к утерянным истокам. Театральное искусство – это не музей, это живое искусство, очень подвижное и очень хрупкое. Боякова оправдывают тем, что он привлек внимание. Но театр всегда был храмом в отечественной традиции, всегда больше, чем просто искусством. Это была некая религия. И, когда основы этого служения так легко разрушаются, то встает вопрос: зачем это делать? Нужно ли такой пиар, когда режут по живому? Самое –то главное, поклонники Бузовой в театр не пойдут, а поклонники театра от театра отвернутся. Причем, обратим внимание на место, где это происходит. Это МХАТ, который является оплотом консерватизма, где ставился театральный спектакль по «Ворошиловскому стрелку», тогда, когда все театры отвернулись от этой пьесы. Театр со сложившейся публикой. И тут этой публике подается Бузова. Этой публике, которая хранила верность театру, и этот театр, который связан не только с Горьким, но и с Татьяной Дорониной. И теперь при живой Дорониной на сцене Бузова! Это ли не главное нарушение канонов искусства? Олег Табаков поступил честно и смело. Он отказался от статуса «Академический». И начал эксперименты. Может быть, прежде чем пригласить Бузову, стоит отказаться от статуса «Академического» театра. Тогда не будет возникать таких вопросов. Сама же Ольга Бузова – это просто вершина, видимая часть всех процессов. А глубины, суть этих процессов мы не видим. И, кстати, думаю, что певички в России умели петь, попадали в ноты…

Сериал "Душегубы" оставил после себя приятное впечатление.

Сериал «Душегубы» не самая громкая премьера на нашем телевидении. Никакой особой рекламы не было, никаких анонсов, премьера в начале летнего сезона. Звезд тоже никаких крупных в сериале не было. Но сам сериал произвел на меня хорошее впечатление. И не только на меня. Он вошел в десятку популярных передач, став самым рейтинговым сериалом. Ни один из конкурентов сериала такой судьбы не повторил. Классический детектив на документальном материале, где хороший следователь – человек без всяких пятнышек, и плохой следователь – почти порождения зла. Создатели сериала не копают глубоко, они просто показывают героев такими, как они есть. Зато они создают довольно увлекательный детектив на ретро материале. Ретродетективом нынче никого не удивишь. Тем более, что схема самая банальная. Столичный следователь из Минска приезжает в провинцию, в Витебск, где неожиданно делает для себя открытие в виде того, что в городе совершенно ряд преступлений. Несколько преступлений переплетаются друг с другом, образцовые советские граждане оказываются мерзкими преступниками. А образцовый советский следователь, и его начальник оказываются главными душегубами. Иногда даже интересно следить не за тем, как идет расследования, а как следователи пытаются раскрыть преступления ради галочки. Здесь, конечно, не обходиться без ляпов. В частности, за убийство милиционера в советские годы – это «вышка» безо всяких там смягчающих обстоятельств. Но в целом, все верно. Плохой следователь хорошо знает психологию тех, с кем имеет дело. И сам становиться жертвой своего метода. Ради справедливости, Белоруссия – это вам не Узбекистан, где требовался бронепоезд, целая армейская операция, чтобы вывезти преступника в Москву, это не Краснодарский край, не Молдавия. Это самая чистая в отношении коррупции республика в советское время. Но одно из самых крупных преступлений случилось именно в этой республике. Такой вот парадокс истории! Нужна в таких историях, не только криминальная история, но и личная история главных героев. И эти истории появляются. И хорошо раскрыты в сериале. История с отцом главного героя трогает до глубины, а сцена прощания с ним очень сильная. По режиссуре очень добротный сериал. А самое главное, здесь состоялось открытие актеров. Прежде всего, для меня это Сергей Марин в образе главного героя, честного следователя. И Татьяна Рассказова в образе архивариуса. Татьяна Рассказова много лет в кино на втором плане, заложница своего образа, но в этом фильме заиграла новыми красками. Безусловно, зрители знают ее по фильму «Шура и Просвирняк», безусловно, она звезда МДТ. И хочется больше таких вот ролей!

Актер Алексей Инжеватов: ранняя смерть легенды дубляжа.

Алексей Инжеватов – не самый звездный актер. Зато он был подлинной легендой в дубляже иностранных картин. Его голосом говорит Коррадо Каттани из сериала «Спрут». И одного этого бы хватило, чтобы стать легендой дубляжа! Но его голосом говорит и агент Дейл Купер из сериала «Твин Пикс»! А еще Дон Альберто из сериала «Богатые тоже плачут». А еще озвучены персонажи сериалов «Дикая Роза», «Возвращение в Эдем», «Поющие в терновнике». Ну, и конечно, наш нелюбимый Леонсио из сериала «Рабыня Изаура». Одного перечисления этих работ хватит, чтобы понять, что голос Алексея Инжеватова стал частью нашей жизни, и стал ассоциироваться с персонажами, и без его голоса мы этих персонажей и не представляем. Хотя, имя и внешность самого актера мы можем и не знать. Так бывает, увы, с теми, кто больше работает за кадром. Парадокс: экранных образов самого Инжеватова в несколько раз меньше, чем его работ в дубляже. Начинал он ярко. С двух ярких телевизионных премьер. Это и роль в фильме «Вызываем огонь на себя» и роль в фильме «О друзьях – товарищах». На экране он показал себя хорошо. И не слишком понятно, почему его карьера не слишком сложилась. Возможно, из-за того, что работа на дубляже больше оплачивалась. Он продолжил сниматься, и снимался до конца восьмидесятых годов. Но ярких работ больше не было. Были только маленькие роли. Актер родился в Иваново в 1946 году. Восстанавливать его ивановскую биографию сложно. Актер родом из Иваново, он учился в 43 школе, значит, он жил на Сортировке, во Фрянькове, или в Пустошь – боре. Это не совсем окраина Иваново, скорее, чисто рабочие районы с известной всем спецификой. А вот школа очень хорошая. Сильная по части математики, и много одноклассников Инжеватова стали успешными людьми по этой линии. Рано увлекся театром, это значит, он ходил в театральную студию в дом пионеров или в дом культуры ВОС. Последним руководил отец Андрея Мартынова, и там была лучшая театральная студия в городе. Есть версия, что в театр его привел друг. Сам друг остался равнодушным к театру. А Алексей заболел театром на всю жизнь. Рано стал профессиональным актером, выступая на сцене Ивановского драмтеатра. Но рамки провинциального театра оказались узки для Инжеватова. Алексей Инжеватов поступил во ВГИК, где и встретил свою судьбу в лице Наталье Рычаговой. Студенческий брак стал примером настоящей любви. В их семье росла единственная дочь Мария. Она не стала музыкантом. Но стала преподавателем во ВГИКе. К сожалению, ее личная жизнь закончилась полным крахом. Муж дочери не хотел работать в девяностые годы, и Алексей Инжеватов обеспечивал и свою семью, и семью дочери. Муж дочери ушел из семьи. Дочь осталась одна с сыном. И забота о дочери легла на плечи актера и его жены. Дочь вскоре заболела и рано ушла из жизни. Чуть ранее в жизни актера произошла еще одна трагедия. На него напали грабители. Они воспользовались нервно – паралитическим газом. Из –за действия этого газа, актер был вынужден уйти из дубляжа. Что -то случилось с его замечательным голосом. А это был его основной хлеб. Дочь ушла из жизни в 2006 году. После ее смерти актер жил еще четыре года. И все эти годы он тяжко болел. В 2010 году его не стало. Ему было всего лишь 64 года. Супруга Наталья Рычагова ушла через год. Она просто не смогла жить без любимого мужа. Многие не знали в лицо Алексея Инжеватова. Но без его голоса многие люди не представляют знаменитых фильмов. И таких актеров нельзя забывать.

«Бывшие» - сериал с интересной историей.

«Бывшие» - сериал с интересной историей. Первый сезон вышел на Первом канале. А второй сезон был запущен на ТНТ. Причем, первый сезон имел рейтинги, и не очень ясно, почему Первый канал не продолжил трансляцию. По сути, та же мелодрама, только с огромной примесью тех тем, про которые на главных каналах можно говорить за полночь. О чем этот сериал? Кратко, это мелодрама про любовный шестиугольник, в котором изрядную долю занимают секс и запрещенные вещества. Впрочем, здесь запрещенные вещества названы своим именем. Это сейчас запрещенные вещества присутствуют на ток – шоу. Но так было не всегда. Когда – то разговоры на эту темы были табуируемые. Особенно, в сериалах. Так что, сериал был первой ласточкой. К тому же, присутствует тема мажорки, по моему, обязательная для многих российских сериалов. И тема «сладкой жизни», которая тоже стала темой большинства сериалов. Гламур и антигламур сейчас является составной частью многих сериалов. Что получилось? Получилось иногда слишком искусственно, иногда слишком надрывно, чувствуется, что сценарий писался с упором на мелодраму и драму. Последнее означает, что обязательного счастливого конца не ожидается. А герои будут мучатся и страдать. Причем, чем дальше, тем больше. Это тоже отличает сериал от продуктов главных каналов. Сценарий написан крепкой профессиональной рукой. Но есть попытка вместить в сериал все темы, и иногда это идет на вред сериалу. Актерские работы. Любовь Аксенова – одна из актрис, которая постоянно играет представителей "золотой молодежи". Сериал держится на ее игре. Отзывы зрителей в основном положительные. Тем более, что это не самая телевизионная актриса. Получился образ и у Натальи Рогожкиной. Приятен здесь и Анатолий Журавлев в образе крутого бандита, который прекрасно приспособился к современной реальности. Но в целом, второй план не слишком прописан. И актерам особо нечего играть. Кроме этого, в сериале слишком много событий, поэтому умудряешься следить за хитросплетениями сюжета и перемещением героев по разного рода локациям. Что в итоге получилось? Очень кратко. Вполне себе зрительский сериал, который выгодно отличается от телевизионных работ. Но вместе с тем, это вполне себе стандартный продукт. Просто он сделан на нестандартную тему для нашего телевидения.