суббота, 21 августа 2021 г.

Фильм "Дорогая Елена Сергеевна" - самый неизвестный фильм Эльдара Рязанова.

Заголовок, наверное, правильный. Даже «Предсказание» и «Ключи от спальни" показываются на каналах гораздо чаще. А фильм «Дорогая Елена Сергеевна», хотя и вызывает споры, то есть, вполне живые эмоции, показывается крайне редко. Почему? Наверное, он не соответствует репутации Рязанова как оптимиста. Даже, в «Небесах обетованных» или в «Предсказание» он – оптимист, и при всей трагичности ситуации там есть свет. Одни герои спасаются на Небесах, другие в Любви. Но в этом фильме нет света. Нет спасения. Есть только трагизм и горечь. И какой –то невероятный тупик. Здесь есть чисто лермонтовское настроение. «С печалью я смотрю на наше поколение». И при взгляде на это самое поколение есть только печаль. Чувство раскаяние есть только у героя, будущее которого самое печальное. Сама драматическая коллизия здесь, безусловно, не очень реальная. Цель героев – некий ключ, который им нужно достать. Этим ключом можно открыть сейф и подменить контрольные работы по математике. При этом, от результатов контрольной не зависит их жизнь. У них будут только неприятности. Но и этих неприятностей они хотят избежать. И любым способом они хотят заполучить ключ от сейфа и подменить контрольную работу. Филфак Первого пединститута их не устраивает. Им нужен только филфак МГУ. Часто ругают этот фильм за то, что героиня Марины Неёловой не знает своих учеников. Но не знает, потому что она не их классная руководительница. Она хороший учитель. Но в те годы профессия учитель не дает выхода на материальные блага, а слова про благородный труд уже не волнуют. Ведь Рязанов констатирует не кризис молодежи, а кризис общества. Воспитание должно начинаться не в школе. А в семье. В школе это воспитание продолжается. Но герои даже свои успехи рассматривают в связи с выходом к материальному благополучию. Джинсы и кроссовки убили здесь все. У главных героев здесь все для наслаждения. И даже между тяжелым роком и обычной попсой они не видят разницы, веди под то, и под другое можно танцевать. Вроде бы, искусственная ситуация здесь не выглядит совсем искусственной. А выглядит естественной. А это и есть мастерство режиссера. Кстати, зададимся вопросом, что было бы, если бы герои получили нужный ключ. Неужели в школе не было сторожа? Неужели бы у них все прошло так гладко? Безусловно, ситуация с ключом нужна только для того, чтобы рассмотреть главных героев. Кстати, это уже третий фильм режиссера, где ситуация закручена вокруг ключа («Ирония судьбы…», «Гараж»), третий фильм режиссера, где действие происходит в замкнутом пространстве. Но первый фильм, который оставляет после себя кучу вопросов. Кстати, ведутся много споров вокруг концовки фильма. И эта концовка задает вопросы. Что произошло с Еленой Сергеевной? И что будет с главными героями фильма в будущем? Наверное, не будь режиссером Рязанов, фильм назвали бы большим художественным достижением. Но к фильмам мэтра другие мерки. И, кажется, это совсем несправедливо, что этот фильм не получил такой известности. Мы иногда не сдаем не только экзамены по математике, но и экзамены по самой жизни. В фильме есть некая надежда, но мы знаем с высоты своих лет, кто скоро будет хозяевами жизни. И хозяевами жизни стали такие вот нераскаявшиеся герои.

Фильм "Свет далекой звезды": экранизация превосходит книгу.

Название у статьи слишком мягкое. Экранизация просто рвет первоисточник, повесть Чаковского, как тузик грелку. Талант Пырьева как режиссера и талант Чаковского просто несравним. При этом, фильм «Свет далекой звезды» Ивана Пырьева является далеко не самым известным фильмом в творчестве этого режиссера. И даже далеко не самым известным советским фильмом. По центральным каналам этот фильм не показывали много лет. Наверное, причина этого большой хронометраж этого фильма. Раннего Басова тоже не показывают из-за больших хронометражей его ранних фильмов. Но, начинаешь смотреть этот фильм, и все забываешь на свете. А после просмотра этого фильма тебе гарантирована бессонная ночь. Вообще, простите за спойлер, этот фильм никак не рекомендован к просмотру людям со слабыми нервами. Последние кадры очень тяжелые. Режиссер Пырьев нарушает все законы искусства, по которым долгие поиски любимой женщины, считавшуюся погибшей, должны закончиться долгим поцелуем. Но Пырьев далек от этих законов. Он создает собственные законы, поступая как настоящий художник. Кстати, в линию основного сюжета, вплетаются еще два побочных сюжета. Эти сюжеты в полнее духе тех лет, с разоблачением стиляги и мещанки, второй сюжет немного оттягивает внимание от основного сюжета. Но в финале ты понимаешь, зачем необходимо эти сюжеты. И даже не принимая душой концовку фильма, ты понимаешь, почему такая концовка необходима этому фильму. А другая концовка была бы лживой, или просто сиропной. И такой сиропной концовки не может быть. От формальных героев Чаковского Пырьев поднимается до героев Достоевского, и в фильме кипят страсти Достоевского. Поэтому, фильм и сбивает зрителя с ног. Должен быть соцреализм, а здесь реализм подлинный. И люди здесь подлинные. Даже эпизодические персонажи здесь не просто носители драматургической функции, а они именно что люди. Это последний фильм того периода, который носит явно антисталинскую направленность. Здесь в открытую говорят о репрессиях, и о Берии с его арестами. Здесь говорится о космополитизме, когда за иностранное слово, произнесенное с кафедры института, можно было получить срок. Про генетику и кибернетику уж и не говорю. Но здесь говориться и о том, что в эти году мы победили в страшной войне, и победитель в картине осуждает того, кто выступает против космополитизма. Политика совсем не портит этот фильм. Так сильна в нем человеческая история. Она, кстати, типичная для тех лет. Было снято несколько фильмов на тему того, как ведутся поиски людей, пропавших во время войны («Дело было в милиции», «Отчий дом» - самые яркие из этих фильмов). Во всех фильмах была оптимистическая концовка. И очень хорошее настроение. Здесь же этого нет. Про роли говорить не буду. Наверное, Баталов и раньше стал великим актером, но в этом фильме окончательно оформился его статус великого актера. Так сыграть такую роль мог только Баталов. Актер Николай Алексеев, который сыграл в фильме главную роль Алексея Завьялова, сейчас совсем забыт. И это несправедливо. Лионелла Пырьева – просто красавица! Хоть и жена режиссера, но свою роль получила не по блату. Стоит отметить и актеров, которые сыграли второстепенные роли. На мой взгляд, все они попали в яблочко. Фильм не слишком известен сейчас, но фильм стоит того, чтобы его смотрели!

пятница, 20 августа 2021 г.

Ирина Корытникова: актриса, умершая от рассеянного склероза.

Судьба актрисы Ирины Корытниковой одновременно трагическая и счастливая. Трагическая, потому что она ушла из жизни после долгих лет тяжелой болезни. Счастливая, потому что рядом с актрисой всегда находился любимый человек, любимый муж Леонид Каюров, человек с большей буквы. Судьба ее как актрисы оказалась счастливой. За несколько лет она сыграла в кино несколько ярких ролей. Самая яркая роль в фильме «Свадебная ночь». Затем актриса резко прервала свою кинокарьеру. Просто ушла вместе за мужем в церковную жизнь. Там она пела в церковном хоре. Коллеги вспоминают про актрису, как про необычайно легкого и веселого человека. С ней было весело и хорошо. Она не отличалась актерскими капризами. И всегда была отзывчивой, всегда готовой придти на помощь. С Леонидом она повстречалась в актерской компании. Леонид, хоть и был актером, но был совсем не актером по своим жизненным взглядам. Он был человеком глубоким, можно сказать, нелюдимым. Хотя и быстро прославился. Это был идеальный союз двух единомышленников. Решение уйти из профессии зрело годами. Но, когда они ушли из театра и кино, то про них довольно быстро забыли. Просто на дворе стояли бурные времена перестройки. Ирина пела в церковной хоре, и полностью посвятила себя обязанностям жены дьякона, которым стал ее муж Кажется, что это счастливая история. Но впереди супругов ждало суровое испытание. Ирина заболела рассеянным склерозом. И многие годы была полностью прикована к постели. Она могла передвигаться только в инвалидном кресле. Причем, все эти годы Каюров предано ухаживал за больной женой. Примерно, в десятые годы уже нашего века про них вспомнило телевидение, и сняло про супругов несколько передач. И тут мы сталкиваемся с противоречивой информацией. Ни на одной официальной страницы актрисы до сих пор нет даты смерти. Между тем, ее муж рассказал, что она умерла у него на руках. Есть путаница и с местом смерти. В одних источниках сообщается, что Ирина скончалась в хосписе. Сам же актер, что она ушла из жизни у него на руках. Нет и даты смерти актрисы. Известно только, что когда Каюрову исполнилось 60 лет, Ирины с ним уже не было. Но он продолжает любить свою жену. И он вспоминает ее во всех своих интервью.

Мнение о сериале "Зулейха открывает глаза".

Сериал «Зулейха открывает глаза» на апрельской неделе в 2020 году стал не только лидером рейтингов, но и самым обсуждаемым сериалом в сети. Какие только эпитеты не произносят, когда говорят о сериале. Причем, мнения диаметрально – противоположные. Одни говорят, что это очернение советского общества. Вторые говорят, что это гениальный сериал. В любом случае, продюсеры своего добились: сериал стал событием. Такие страсти давно не кипели вокруг телевизионного фильма. Опять же, выскажу свое скромное мнение о сериале «Зулейха открывает глаза». Так уж получилось, что мне понравились второстепенные персонажи, тот же доктор, или профессор истории, но их слишком много. Фильм все же не про них, а про простую татарскую крестьянку. Второстепенные персонажи не должны затенять или затмевать главную героиню. А тут еще и сыграны они просто здорово! Что Маковецкий, что Сирин играют не на 100 баллов, они играют так, что для их игры нет оценки. Но хорош и Дмитрий Куличков, и Елена Шевченко. Куличков просто неожиданен. Он всегда играет каких- то околокриминальных, криминальных, люмпенизированных персонажей. Здесь очень жалко его героя, гения, попавшего в водоворот истории. Как раз персонаж Александра Баширова раздражает. Но самое главное, что по первым сериям пока просто не видно главную героиню. Она есть, но ходит бледной тенью. Правда, в четвертой серии ее стало больше. Темп первых двух серий довольно медленный, тягучий. Затем динамики становиться больше. И она идет на пользу сериалу. Кратко о ляпах. Снова командир ОГПУ обращается к своим подчиненным «Товарищи офицеры». Для начала 30 - ых гг. это просто нонсенс. Слово «офицеры» тогда ассоциировалось исключительно со словом «господа». Почитайте, сомнение и переживания Серпилина в трилогии «Живые и мертвые», когда вводились погоны в 1943 году, и обращение «офицеры». Ну, и какие –то странные сексуальные фантазии авторов. Сцена, когда герой курит с ноги своей возлюбленной, заодно, и подчиненной, выглядит довольно нелепой и фантастичной, учитывая условия, в которых живут эти герои. В целом, получился очень неровный сериал.

Парадокс Владимира Басова.

Просто удивляет, как сейчас порой представляют образ Владимира Басова. Какую бы передачу не смотрю про Владимира Басова, слышу, что он много пил, что любил женщин. Но нигде ни разу не сказано, что Владимир Басов НИ РАЗУ не сорвал ни одного съемочного дня. Более того, как режиссер он всегда перевыполнял норму, и многие свои фильмы сдавал раньше сроков, экономя на этом деньги, не свои, а государственные. Сейчас зрители в основном знают Басова, как исполнителя разного рода характерных ролей в кино. И в этом состоит первый парадокс Владимира Басова. Ибо он никогда не стремился стать актером, а играл в кино, в основном из-за производственных необходимостей, да по просьбам своих друзей. А современный зритель знает его больше, как актера. Немногие знают, что Басов снял 18 картин, некоторые из которых имеют две, и больше, серии. Как режиссер он открыл множество актеров, ставших впоследствии знаменитых. И именно в качестве режиссера он получил высшую оценку из уст главы государства. В январе 1964 года Никита Сергеевич Хрущев сказал, что картину «Тишина» мог снять только настоящий коммунист. Эта похвала вышла несколько боком самому режиссеру, ибо через несколько месяцев Хрущев ушел в отставку, а сама картина была быстро забыта. Немногие режиссеры в нашей истории получали такие похвалы из уст первого лица в государстве. Кстати, именно Басов в своей картине "Тишина" показал, как осуществляются репрессии, и как гибнут честные и праведные люди. Но теперь перейдем ко второму парадоксу в жизни Владимира Басова. В его фильмографии 18 картин. Причем, большую часть своих картин он снял за 15 лет своей режиссерской работы. Он был прекрасным комедийным актером. Но вот на поприще режиссуры в комедийном плане он потерпел грандиозную неудачу. Его фильм «Нейлон 100%» это, безусловно, грандиозная неудача великого режиссера. Сейчас этот фильм сложно смотреть. Но это была его единственная неудача, как режиссера. А право на неудачи имеют даже великие люди.

Благородный поступок Ролана Быкова.

Дело в том, что Ролан Быков был почти утвержден Швейцером на роль Паниковского в экранизации «Золотого теленка». Но не срослось… Художественный совет предъявил к Быкову массу претензий. Он лысый, не такой старый, слишком переигрывает. Наверное, Быков был бы гениальным Паниковским. Но обстоятельства сложились против него. И против Швейцера, который накануне съемок оказался без основного актера. Есть еще версия, что режиссеру предложили убрать Юрского. И он просто пошел на компромисс, убрав Быкова. Быков мечтал об этой роли. И, наверное, пережил в душе своей много чего нехорошего. Но он поступил благородно со Швейцером. Понимая, что у того запарка, он сам предложил на роль Зиновия Гердта. Тот уже начал сниматься в кино, но еще не был известен. Гердт – это попадание в яблочко, в десятку. Но нужно помнить, что своим попаданием он обязан именно совету Быкову. Такой вот благородный поступок он совершил.

Два фантастических фильма: они провалилсь в США, но стали популярны в СССР.

Вспомним два фантастических фильма, которые в США фактически провалились, а у нас, в СССР стали популярными. Может быть, по причине нехватки этого жанра на советских экранах. Но не только в том причина популярности этих фильмов. Спустя годы становиться понятно, что это, действительно хорошее кино. И становится весьма приятно понимать, что советский зритель умел ценить советское кино. Причина появления этих фильмов в советском прокате банальна. Эти фильмы должны были отвлечь от видеосалонов и привести зрителя в кинотеатры.
«ЧЕЛОВЕК СО ЗВЕЗДЫ». Фильм гениального Джона Карпентера, который умел снимать малобюджетное кино. Но этот фильм стоил 24 млн. долл. По тем временам, это огромная сумма денег. Смесь фантастики и мелодрамы - вот что из себя представляет этот фильм. В главной роли очень большой актер Джефф Бриджес. Позднее, он советским зрителям запомнился по фильму «Кин – Конг». Фантастика, где злодеям оказываются не монстры со звезд, а чиновники из Пентагона. Скрытый антивоенный фильм о таком вот контакте цивилизаций. И вместо привычного инопланетянина – монстра, здесь добрый и немного неуклюжий парень. Сцена с воскрешенным оленем запоминается всем зрителям. Видел ли Карпентер фильм Эфроса? Не знаю, но эта сцена является антитезой сцены из фильма "В четверг, и больше никогда". А сцена воскрешения героини вызовет слезы у самых черствых людей. По сути, это «Инопланетянин» для взрослых. Такова была задумка создателей. В США фильм имел некий успех. Но этот успех был несравним с успехом в СССР. Люди занимали с утра очереди, чтобы попасть на вечерние сеансы. И это в будние дни. А в выходные на фильм было совсем не попасть. «ВРАГ МОЙ». Афиша этого фильма оповещала, что будет показан «фильм ужасов», и были нарисованы какие –то чудовища. Конечно же, это ложь! Никакой это не фильм ужасов, а вполне хорошая приключенческая фантастика. У себя на родине этот фильм просто попал под Индиану Джонса, «Полицейского из Беверли – хилза» и «Охотников на привидений». Добавьте сюда «Терминатора». Трудно было не провалиться на фоне таких монстров. К тому же годом ранее завершились первая трилогия «Звездных войн». Фильм и провалился. Причем, с треском. А через пять лет он пришел на советские киноэкраны, и сделался здесь кинохитом. Советские зрители еще не видели на экраны подобного зрелища, где масштабные космические боевики сочетались с простой мыслью: мы не одни о вселенной, и не все, кто живет в этой вселенной, являются нашими врагами. С точки зрения сюжета – это космическая робинзонада, снятая по малоизвестному произведению. Спецэффекты, наверное, устарели, а вот фильм смотрится отлично и до сих пор. Фильм является примером того, что успех многих фильмов заключен не в спецэффектах, а в тех мыслях, которые заложены в этот фильм. А эти два фильма и сейчас приятно пересмотреть. И они выгодно отличаются от многих фильмов с более высоким уровнем спецэффектов.