пятница, 20 августа 2021 г.

Актриса Татьяна Лаврова: она изменила свою фамилию.

ТАТЬЯНА ЛАВРОВА. Одна из первых звезд своего времени, выдающаяся советская и российская актриса. Она родилась в известной кинематографической семье. Ее папа – известный оператор и режиссер Евгений Андриканис. Мама будущей актрисы тоже известный оператор Галины Пышкова. Дочь наследовала фамилию отца. Под этой фамилией она поступила в Школу – Студию МХАТ, и с успехом закончила ее. Она поступила на службу в МХАТ. И именно в театре ей посоветовали взять более русскую фамилию. Мол, фамилия Андриканис слишком сложная для нашего уха. Наверное, это был правильный совет. Она взяла фамилию Лаврова, причем, выбрала эту фамилию, потому что эта фамилия показалась актрисе более благозвучной. Под этой фамилией и прославилась, снявшись в фильмах «Испытательный срок», и, конечно же, «Девять дней одного года». Хотя, актриса сетовала на то, что ее карьера в кино не сложилась, в ее фильмографии нет ни одного проходного фильма. Все ее работы в кино стали заметными. А сама актриса Татьяна Лаврова стала легендой нашего кино и театра.

Фильмы про советскую мафию.

Слово «мафия» было знакомо каждому советскому человеку, кто хоть раз включил программу «Международное обозрение», или выписывал журнал «Человек и закон». Там любили писать о прелестях организованной преступности. Но «мафия» это что-то совсем уж инородное, это там у них на сицилиях орудует «коза ностро», а у нас Пал Палыч Знаменский да Жеглов переловят всех бандитов. Не удивительно, что фильмов про советскую мафию не появлялось до времен перестройки, когда был создан термин о перекосах в социалистической экономике, и о появлении теневой экономики. Списывать эти перекосы, как это у нас водиться, принялись на прежних Генсеков, в частности, на Брежнева. И в годы же перестройки начали появляться первые фильмы про советскую мафию. Обратим внимание на то, как стали показывать мафию в советском кино. Сначала начали показывать мафию в годы застоя, затем в годы застоя на национальных окраинах, в основном, в Средней Азии, затем показать, что мафия была и в милиции времен Щелокова, а затем уже в постперестроечные годы стали показывать мафию, которая легко управляется с партийными деньгами, и не миллионами, а миллиардами долларов. Сначала мафия выглядела благородной, или доморощенной, затем уж страшной и зловещей. Вспомним несколько фильмов про советскую мафию. Сразу же замечу, что самый снимаемый актер в этих фильмах почему –то был Борис Щербаков. Целых три фильма с его участием в этой подборке. И все роли как на подбор.
«ВОРЫ В ЗАКОНЕ». Отличная литературная основа в виде рассказов Фазиля Искандера, замечательный актерский состав, отличный прием у зрителей и гневные отклики критиков. Но, как бы критики, не злорадствовали фильм смотрится до сих пор. А уж сцена с утюгом и вовсе стала классикой. Впрочем, как и сцена с самоотпиливанием руки. Фильм рассказывает о мафии в советский период, и о двух ворах в законе, которые на неком кавказском курорте занимаются крышеванием цеховиков, барменов и тех, кто может приносить доход. Но, по сути, фильм рассказывает историю чегемской Кармен, простого бармена и археолога, который полюбил эту Кармен. Валентин Гафт в белом костюме, и в блеем плаще создал образ справедливого вора в законе, который продолжает традицию благородных разбойников. «КРИМИНАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ». Один из первых фильмов, который рассказывает о мафии «сейчас», то есть в годы перестройки. Также первый фильм, который рассказывает о похищении ребенка с целью давления на его отца, который является процессуальным лицом. Любопытно, что сейчас фильм, который задумывался как мрачноватая криминальная драма, рекламировался как криминальный боевик с элементами комедии. Сейчас, конечно, мафия из этого фильма, выглядит несколько странно. Она ворует итальянскую кожу с завода и делает отличную обувь, которую продает под иностранными лейблами. Лица мафии в картине – это лицо Олега Ануфриева, Бориса Клюева и Вадима Спиридонова. Постановка трюков в картине оставляет желать лучшего, как и всех драк. А сам сюжет выглядит довольно примитивно. Никакого сравнения со следующим фильмом Муратова «… По прозвищу «Зверь», который до сих пор смотрится. Этот фильм, скорее, является рудиментом своего времени. Кстати, Александр Муратов снимает до сих пор, и премьера его крайнего сериала состоялась лишь неделю назад. У нас любят искать ляпы, так вот, главный ляп этого фильма. Действие происходит в середине мая, а на улице темно, хотя место действия центральная Россия. Да и актеры одеты больно уж по-осеннему. Безусловно, это пересказ «Трех мушкетеров» на новый лад. «КАМЫШОВЫЙ РАЙ». Не самый известный фильм. Зато очень сильный фильм. Удивительно, что это дебют Елены Цыплаковой в качестве режиссера - постановщика. Очень уж не женским, кажется, этот фильм. Фильм о содержании социалистической экономики, и каким путем в Средней Азии создавались колхозы – миллионеры. В фильме показано, что в основе этого процветания лежит труд лиц без определенного мест жительства, которые становятся рабами на тростниковых плантациях. Но в результате всем хорошо, кроме бомжей. Вообще – то это фильм о цене свободы, и о нашем выборе. Кем нам лучше быть: сытыми рабами, или голодными, но свободными. «УБИЙСТВО НА ЖДАНОВСКОЙ. Самый честный фильм, благо сценарий написан на основе книги Владимира Калиниченко. Это реальный важняк ( так называли следователь по особо важным делам) при Прокуратуре СССР. И это самый честный фильм про противостояние КГБ и МВД. К тому же, Иван Бортник играет здесь следователя, а не преступника, и получается это у него хорошо и достоверно. «КОДЕКС МОЛЧАНИЯ». Сценарий Георгия Вайнера и Леонида Словина гарантирует то, что это будет не проходное кино. Фильм, действие которого происходит в среднеазиатской глубинки в июльские дни 1980 года. В Москве проходит Олимпиада, а здесь убивают замначальника уголовного розыска, и расследование приводит к вполне ожидаемым результатам. Фильм показывает то, как переламываются судьбу всех героев фильма. Все они не счастливы. От генерала, до главного героя. Конец фильма крайне трагичным. Из схватки с мафией одиночка никогда не выходит победителем. Существует как киноверсия, так и телеверсия картины под названием «На темной стороне луны». Снял фильм Зиновий Ройзман – огромный мастер детектива. «КОДЕКС БЕСЧЕСТИЯ». Фильмы Всеволода Шиловского почему –то совсем не любят критики. Такое кино почему –то называется фильмами для народа. Само страшное в этом фильме даже не цековская мафия, которая переправляет деньги на Запад, и не банкиры, которые злоупотребляют этими деньгами, а две вещи. Это чисто российское разгильдяйство, которое хорошо показано в фильме, и то, что с человеком может сделать система. В этом смысле показательна судьба главного героя картины в исполнении Игоря Косталевского, и второстепенного персонажа в лице бравого генерала в исполнении Юрия Назарова. Очень и очень неплохой фильм, не лишенный некоторых недостатков. Целое созвездие советских звезд, и все играет просто отлично. Отдельно бы выделил Леонида Куравлева. Здесь он играет плохиша, да такого, что от его действий становиться очень неприятно. За компанию с ним Борис Щербаков. В этой картине они показывают высший актерский класс. Равно, как и честный ревизор в исполнении Вячеслава Тихонова, и крупный начальник Андрея Болтнева, который произносит, что я до копейки знаю, сколько вы украли. «Адвокат». Сейчас, если скажешь сериал «Адвокат», то вспомнится другой сериал из цикла «Бандитский Петербург». Но этот сериал был первым. И он показывает, как в советское время были связаны партийные структуры с органами дознания и следствия. И как невинного человека можно было подвести под расстрел, просто так в общем –то. А уж сломать его судьбу можно было совсем легко. Один из первых сериалов, показанных по центральному телевидению, где были произнесены матерные слова. Самое страшное, что настоящего убийцу найти легко, он находиться на «химии», но его никто не пытается найти. Не то, чтобы фильм выглядит как увлекательным детективом, но очень неплохая драма из жизни позднесоветской системы. Отдельный профит – это то, что все эти фильмы сняты на плохую советскую пленку, изображение плоховатое, но именно это изображение и создает довольно мрачное настроение после просмотра этих картин. Историческая справка: мафия боролась против коммунизации Италии. И преуспела в этом. Но итальянское направление коммунизма – «еврокоммунизм» было раскритиковано Политбюро

Актриса Галина Короткевич: она не дожила двух недель до ста лет.

Ушла из жизни Галина Короткевич. И в сам факт этого сложно поверить. Она была активной до самого конца. Немногие люди в девяносто девять лет могут выходить на сцену, а садиться на шпагат могла только Галина Короткевич. Есть и мистическая история в ее жизни. Еще в 1941 году начинающую актрису, студентку театрального ВУЗа хотели пригласить в Театр Комиссаржевской. Но тогда не срослось. Актриса показалась слишком молодой. Но именно этот театр стал судьбой актрисы. Но пришла она в этот театр после успеха в Ленсовете. После того, как актрису узнала вся страна. А дол этого был Блокада, и несколько лет работы во фронтовых бригадах. Актриса выступала на самых опасных участках фронта. В любую погоду. И в любую погоду в концертном платье. Сложно сказать, сколько налетов и артобстрелов пережила актриса. Но она дожила до Победы. После Победы окончила институт, и стала легендой нашего театра. На театральной сцене она переиграла весь классический репертуар. Показал свой широкий диапазон. А вот с кино отношения не сложились, слишком много времени занимал театр. Современному зрителю она известна разве только по небольшой роли в фильме «Меня это не касается». Это самая крупная роль актрисы в кино. Был еще эпизод в сериале «Улицы разбитых фонарей» и в фильме «Трембита». В молодые годы она сыграла в знаменитом спектакле «Весна в Москве», и этот спектакль перенесли на пленку, показывали в кинотеатрах. Именно этот спектакль прославил актрису на всю страну. Но все же, это преступно мало для такой актрисы какой была Короткевич. 18 августа актрисе должен быть юбилей. Ей должно было исполниться 100 лет. Увы, она не дожила всего лишь двух недель до своего юбилея. Но в памяти благодарного зрителя актриса останется навсегда.

«Человек в проходном дворе» - советский детектив в стиле нуара.

В принципе, название этой статьи может исчерпывать содержание статьи. Ибо действительно, трехсерийный фильм «Человек в проходном дворе» имеет коренное различие от классического детектива, и это различие состоит в том, что сам фильм решен в нуарном ключе. То есть, когда не слишком понятно, какой этот персонаж: правильный или нет. И все персонажи этого фильма не совсем правильные. Так, один из свидетелей много пьет, второй ведет какие –то махинации. И главный злодей отличается от них в лучшую сторону. По внешним признакам это образцовый советский гражданин. Обычный работяга. Но под его личиной скрывается преступник. Усиливает эффект нуара и то, что действие происходит в Эстонии. Там оккупация имела свои последствия. Советские жители не знали в те годы и не могли знать, что Эстония – это единственное место юден фрай, то есть, территория, освобожденная от еврейского населения. Фактически рядовой сюжет советского кино – поиск нацистского преступника – здесь решен в очень изобретательном и интересном ключе, когда даже интересно не сам результат расследования, а его ход. Коренным отличием этого фильма является и личность главного героя. Он здесь совсем не типичный сыщик. Точнее, не типичный сыщик советского кино, которые всегда должны быть одеты правильно. Это пиджак с галстуком, причем, е просто рубашка, а рубашка с запонками. Причем, пиджак, как правило, черного или серого цвета. Летом сыщику можно было носить белый пиджак. Но и то, оперативнику, и то, в перестроечную эпоху. А здесь герой одет как герой американских боевиков в ковбойку и джинсы. Ну, или почти джинсы. Что там шили на советских фабриках. Рубашка не мнется никогда, даже в драке, и это тоже условность нуара. Плюс, красивые женщины. Они все с загадкой, и все красивы. Даже, когда это сотрудница уголовного розыска. Наверняка, такая вольность бы не прошла, если бы фильм снимали на центральной киностудии. Но снимали в Киеве, и поэтому получился очень необычный фильм для советского телевидения. Совсем не телевизионный. Манящий и пугающий. С обилием диалогов, и с парадоксальным злодеем. Фильм, который до сих пор не устарел, хотя, имена режиссера не вписаны в историю кино золотыми буквами. Но так бывает…

четверг, 19 августа 2021 г.

Сериал "Чики": он мне не понравился.

Вокруг этого сериала было сколько разговоров! И звание главного телевизионного шоу прошлого сезона. И вот, наконец –то, долгожданный показ на телевидение. Правда, за полночь, но можно потерпеть или записать. Смотрю, и что я вижу. Очередная история о тяжелой женской доле, только, если по другим каналам, в качестве героинь используются менеджеры, бухгалтера, творческие работники, то здесь, в качестве героинь выведены жрицы любви. Причем, это выдается за некое новаторство, хотя, по центральны каналам были уже такие сериалы, вспомним сериал, который сделал звездой Максима Дрозда. Так про действующих профессионалок рассказывали, здесь, вроде как, о девушках, решивших завязать. Второе новаторство, которым гордятся авторы сериала, это атмосфера маленького города, который передает сериал. Но ведь и это тоже было на экране. Много раз. Пусть городки были и не южные. Хотя, и южные были. Еще в советское время. Вспомним, «Фантазии Фарятьева»… По этим двум показателям, мне сериал вовсе не показался новаторским. Уж точно, такой сериал мне не хочется смотреть по подписке, то есть, за деньги. По актерским работам сложно судить. Есть планка жриц любви, которую задала Екатерина Васильева, Елена Яковлева, Татьяна Догилева. Так вот, до этой планки актрисам очень далеко. Актрисы неплохие. Но есть ощущение, что это известные московские актрисы, ряженные, а не персонажи. Вроде бы, и актеры играют ярко. Но меня не покидало ощущение лжи. Знаете, у меня сложилось ощущение, что в общем и в целом, сериал – это некий взгляд успешного москвича на глубокую провинцию. И в этой провинции все какое –то не настоящее, игрушечное, немножко милое, немножко странное. В чем –то даже милое, а иногда и отталкивающее. Но это именно отстраненный взгляд со стороны. Есть даже попытка создать в истории что –то чеховское, что –то шукшинское. Но это все как –то искусственно. Сама драматургия меня не зацепило. Почему вдруг фитнес – центр? Почему, когда ясно с самого начала, что дело не пойдет. Почему героиня Горбачевой такая доверчивая, ведь располагает кредитными средствами. Сто раз проверь – один отрежь. Такой принцип. А она глупит. Глупит раз, затем снова глупит. А затем начинает истерить. Вроде бы, с самого начала персонаж подан как не глупый, но на протяжении истории она творит глупости. Действие тянется очень медленно и не торопливо. Много косвенных персонажей, которые совсем никак не тянут историю. Это просто колоритные персонажи. Тот же казак с комплексами садиста – каким образом он влияет на драматургическую конструкцию? Плюсом можно считать то, что все актрисы стали кинозвездами. И после этого сериала они нарасхват. Значит, профессионалы приняли этот сериал.

Актер Андрей Егоров: он ушел из жизни в 50 лет.

Ушел из жизни актер Андрей Егоров. Заголовки прессы запестрели, что ушел актер сериала «Дальнобойщики». Насколько это несправедливо к актеру, который сыграл в фильме «Время танцора»! Андрей Егоров был любимым режиссером Театра армии, любимым партнером Владимира Зельдина, звездой и одним из ведущих артистов этого театра. Более того, в кино Андрей Егоров сыграл более 60 ролей, и говорить о том, что актер был актером одной роли совсем не справедливо. Сериал «Дальнобойщики» популярный, но он был не единственный популярный сериал в жизни Андрея Егорова. Андрею Егорову было всего лишь 50 лет. Он ушел из жизни 17 июня 2021 года скоропостижно: оторвался тромб. Ушел на взлете: для актера – это время зрелости и новых работ. Но их уже не будет. Он – редкий пример актера, который закончил провинциальный ВУЗ, и устроился на службу в ведущий московский театр. Выпускников таких ВУЗов не очень любят столичные режиссеры. Егоров родом из Волгограда, образование получил в Воронеже, и вся жизнь его связана с Театром армии, где он прослужил более 25 лет. Сложилась и карьера в кино. С середины девяностых годов Андрей Егоров входил в категорию снимаемых актеров. Дебют состоялся в фильме «Пионерка Мэри Пикфорд». Затем была главная роль в фильме «Время танцора». Этот фильм подарил нашему кино целую плеяду звезд. Прежде всего, Юрия Степанова и Чулпан Хаматову. В их ряду и Андрей Егоров. Хаматова и Степанов быстро стали звездами кино. Нельзя сказать, что Егоров стал звездой. Но он стал успешным типажным актером. Каждый год он снимался сразу же в нескольких картинах. Наверное, «Время танцора» фильм не для массового зрителя, а в истории кино он остался. Андрей Егоров влетел в кино на коне невероятным красавцем с открытым взглядом. Настоящий казак! То есть, он не сыграл суть, а просто был этой самой сутью. Сочетание мужественности и доброты. Брутальности на экране много, а вот, когда эта брутальность сочетается с добротой – это довольно редкое явление. И Андрей Егоров был таким явлением. Обращали на себя внимание и глаза актера. На его счету яркая роль в фильме «Звезда». Это роль второго плана, не очень выигрышная в плане драматургии, но его героя запоминаешь. И это говорит о том, что Андрей Егоров великолепно сыграл роль капитана Барашкова! Не знаю, получил ли актер за эту работу Государственную премию. Но эта работа остается в памяти людей. Наверное, это высшая награда. Из сериалов заметными стал сериал «Мужская работа», где Егоров играет яркую роль журналиста. Но, наверное, лучшим сериалом, где Егоров исполнил главную роль, стал сериал «Эшелон». Сериал был снят к Юбилею Победы, и показывал войну с непривычной стороны. Он рассказывал о солдатах и офицерах, которые закончили одну войну, взяли Восточную Пруссию, и теперь едут через всю страну на другую войну. Пронзительное кино, где Егоров очень на месте! Его актерский потенциал велик! И очень жаль, что этого не очень заметили. Еще одним ярким сериалом с участием Андрея Егорова стал сериал «Оптимисты». Там у актера замечательная роль второго плана. Лично я для себя в этой роли заново открыл актера. Лучшие его роли состоялись в фильмах про прошлое, и в очень условном фильме «Время танцора». В последнее время Андрей Егоров снимался в детективных сериалах, и их премьера еще должна состояться. Увы, актер до премьеры не дожил. Андрей Егоров был Заслуженным артистом РФ. А Народного он просто получить не успел. Слишком долго ходят документы по инстанциям. Но то, что мы потеряли замечательного актера, это, безусловно.

Ольга Бузова на сцене МХАТ: как сдивгаются границы искусства.

Конечно, все уже знают, что Ольга Бузова выступает в качестве артистки на сцене МХАТ. Хочу обратить внимание не на саму новость, а на суть процесса, что происходит. И тут просто затирания двух слов. Слово «артистка» образовано от слова «искусства». То есть, актер – это представитель глашатай искусства. В русской традиции, актер не просто исполнитель, он нечто большее. Он несет некое послание. И второе слово «Академический». Такой статус вручается театрам государством. В таких театрах у актеров повышен статус, равно, как и зарплата. Легче получить звание. Больше бонусов. Но за это они должны хранить академизм в искусстве. Верность этому искусству. Не превращать искусство в некий балаган. К тому же, эти самые актеры получают образование, они являются профессионалами. То есть, просто так туда не попадешь. Вряд ли туда легко попасть из Саратовского или Ярославского училища. Тут можно спросить академизм в искусстве – это плохо или хорошо. Академизм – это некие каноны, отработанные многими столетиями. В конечном итоге, аристотелевскую эстетику никто не отменял. Ибсен, Чехов – это революция в драматургии. Но эта революция все равно была в рамках аристотелевской эстетики. Весь театральный авангард двадцатых годов в рамках этой эстетики. История знает только один удачный пример того, как сдвигаются каноны в искусстве. И этот пример – Ренессанс. Когда вместо средневекового канона в искусстве был предложен античный канон. Но и то, фактически это был возврат к утерянным истокам. Театральное искусство – это не музей, это живое искусство, очень подвижное и очень хрупкое. Боякова оправдывают тем, что он привлек внимание. Но театр всегда был храмом в отечественной традиции, всегда больше, чем просто искусством. Это была некая религия. И, когда основы этого служения так легко разрушаются, то встает вопрос: зачем это делать? Нужно ли такой пиар, когда режут по живому? Самое –то главное, поклонники Бузовой в театр не пойдут, а поклонники театра от театра отвернутся. Причем, обратим внимание на место, где это происходит. Это МХАТ, который является оплотом консерватизма, где ставился театральный спектакль по «Ворошиловскому стрелку», тогда, когда все театры отвернулись от этой пьесы. Театр со сложившейся публикой. И тут этой публике подается Бузова. Этой публике, которая хранила верность театру, и этот театр, который связан не только с Горьким, но и с Татьяной Дорониной. И теперь при живой Дорониной на сцене Бузова! Это ли не главное нарушение канонов искусства? Олег Табаков поступил честно и смело. Он отказался от статуса «Академический». И начал эксперименты. Может быть, прежде чем пригласить Бузову, стоит отказаться от статуса «Академического» театра. Тогда не будет возникать таких вопросов. Сама же Ольга Бузова – это просто вершина, видимая часть всех процессов. А глубины, суть этих процессов мы не видим. И, кстати, думаю, что певички в России умели петь, попадали в ноты…