воскресенье, 22 августа 2021 г.

В чем было новаторство сериала "Угрюм - река" для советского телевидения.

 

 

 


В апреле 1969 года советские улицы опустели: по телевидению показывали фильм «Угрюм – река».

И это оказался не просто великий телевизионный фильм, блистательное прочтение романа Шишкова, но и новаторское произведение искусства.

Разберемся, почему это произведение оказалось новаторским.

Дело в том, что во всех телевизионных фильмах тех лет главным героем был сугубо положительный персонаж. Как правило, это разведчик, или разведчица, сериалы были детективными, военными, приключенческими. Хорошему персонажу хочется не только подражать, но и сопереживать. Эти герои всегда побеждали, даже когда умирали.

В этом же сериале главным действующим лицом был купец Петр Громов, персонаж сугубо отрицательный. Но зритель следил за ним, сопереживал ему, ему было жалко этого персонажа, который в конце – концов потерпел крах. Но авторы фильма не были бы авторами фильма, если бы, не показали всю сложность и противоречивость этого характера, его невероятную мощь и размах. И получился эффект «Разбойников» Шиллера. Отрицательный персонаж, становиться любим зрителем.

Ладно – ладно, приведу пример поближе к нашему времени. Это «Джокер», и все эти «Отряды – самоубийц», которые следуют тому же пути.

Но «Угрюм – река» была раньше, и здесь антигерой становиться главным действующим лицом, и любимцем зрителей. Правда, в симпатиях к купчине признаться было нельзя, в сочинениях нужно было придерживаться классовой теории. Купец, по определению, не может быть хорошим в советском кино, тем более, фабрикант – эксплуататор.

Любопытная деталь, Прохор Громов называет себя в третьем лице. Этот прием речи пришел из латыни, и так называли себя цезари, а потом все царствующие особы. То есть, это важная деталь для понимания того, на каком уровне мыслит себя Громов. Но фоне Громова «Титан» Драйзера – современник Громова – выглядит вовсе не «титаном», а так, мелким мошенником.

Мне кажется, Прохору Громову близок его современник Витторио из затерянного на Сицилии городка Корлеоне. Громов покоряет Угрюм – реку, а в это время Вито творит вендетту, месть за отца. У обоих благие намерения, но они заведут героев слишком далеко.

Не случайно два фильма сняты в одно время.

По философии, Прохор Громов близко и к "Морскому волку" Джека Лондона. Та же философия избранной личности, которой все подвластна. Это идет от Ницше, а еще раньше от Достоевского, который был любимым писателем Ницше.

У Горького много таких фабрикантов, но Громов затмевает даже Егора Булычева. Причем, и в кинематографическом плане, прежде всего. Мы говорим про количество зрителей. Гениальную работу Михаила Ульянова и Вячеслава Тихонова тогда мало кто увидел.

Второе отличие этого сериала от других сериалов.

Здесь не только Громов – плохой, но и все персонажи плохие. Хороших персонажей фактически нет.

Ну, с Ниной и вовсе все понятно, она следует модным социалистическим тенденциям, а их еще Ленин громил, поэтому, понятно, что Нина – тоже не слишком хороший персонаж. Но даже и ссыльный Шапошников здесь тоже плохой персонаж. И это тоже вполне понятно. «Мы пойдем другим путем».

Ну, и, конечно же, другие купцы. Они все здесь одержимы жаждой золотого тельца, и являются живым примером «Капитала».

Никогда еще на советском экране не было такого количества отрицательных персонажей. Но за этими людьми интересно следить. А Протасов, более – менее положительный персонаж где –то на обочине сюжета.

Равно, как и коллективный положительный персонаж – это заводские рабочие, работники прииска. Но они погоды не делают. Как и техник Матвеев.

Кстати, исповедуют они меньшевизм, который громил Ленин, может быть, поэтому их так мало.

Еще одно новаторство – это мистицизм этого сериала. Никогда еще не было, сколько мистики на телеэкранах. Понятно, что весь мистицизм имеет рациональное объяснение. Но все же…

Появление пристава – почти хоррор, до дрожи сделанная сцена.

И никогда на советских экранах не было столь порочной и роковой любви. Собственно, положительным героям тоже положено любить. Но это была правильная любовь. А здесь же любовь показывали безо всяких стереотипов, очень реалистично, и невероятно эффектно.

Ну, и наконец, в своем жанре «Угрюм – река» оказалась первой сибирской эпопеей, которая породила волну продолжений, где были использованы приемы, которые впервые зритель увидел в «Угрюм – реке»: роковые страсти, жадные купчины, вольные сибирские просторы.

Поэтому премьера, а затем повторы фильма «Угрюм – река» сметали советских зрителей с улиц страны.

Актер Петр Горин: его уход из жизни ускорили грабители.

 



В биографии Петра Горина поражает многое.

Первый факт, который меня поразил в биографии актера, что Петр Горин рано получил звание «Заслуженного артиста Латвийской ССР», но это звание, полученное в 27 лет, осталось единственным в жизни артиста.

Почему так произошло?

Мне этого не понять. Ибо актер был ведущим артистом в Ленсовете и в театре Пушкина. Это большие театры, где актерам всегда дают звания.

А тут ведущий артист, на котором держится репертуар, и не имеет никакого звания. Хотя, «Народного» он должен был получить в 1962 году. И не получил его, поскольку перешел в «Современник», где прослужил только год. Вполне возможно, что на Горина кто-то держал обиду, и его номинация не проходила по инстанциям. Но не 50 же лет!

Короче, здесь полная неясность.

Как и много неясностей с уходом Петра Горина.

Про его последние годы вообще мало известно. Есть информация, что он тяжко болел, и вынужден был в последние годы оставить Театр Пушкина.

В кино актер перестал сниматься в самом расцвете таланта. Последняя его работа в кино состоялась в 1988 году в малоизвестном фильме «Большая игра». Актеру на момент съемок уже 48 лет.

В его фильмографии не так много ролей, но все они стали заметными. Особенно в трилогии про ОБХСС, куда входили фильмы «Два билета на дневной сеанс» и «Круг», а также роль капитана в фильме «На войне как на войне». Все яркие роли случились на «Ленфильме» или на «Рижской студии».

Фильм «Рижской студии» «Циклон» начнется ночью» сделал актера кумиром подростков. Он ярко сыграл роль нашего разведчика. К сожалению, и этот блистательный бенефис редкий гость на телеэкране.

Незадолго до смерти на актера напали грабители. Они ограбили его квартиру и ударили актера по голове. Эта травма и ускорила уход актера. Он ушел из жизни в 2008 году в возрасте 77 лет.

Внимательный зритель заметил его в одном из сериалов. Незадолго до смерти Петр Горин снялся в эпизоде, нарушив двадцатилетний обет молчания в кино. Премьера сериала состоялась после ухода актера.

А вообще –то он был счастливым человеком: один раз женат, в семье росли три дочери, затем появились внучки и внучки. О своем личной жизни актер распространятся не любил.

Актер Владимир Иванов: для зрителей он навсегда остался Олегом Кошевым.

 



 

Владимира Иванова ждала участь многих актеров.

Первая же роль в кино оказывается крайне успешной. Но эта же роль перечеркнула актеру его дальнейшую карьеру.

Для режиссеров он так и остался Олегом Кошевым.

А это означало, в свою очередь, что и для зрителей он остался актером одной роли.

За эту роль Владимир Иванов поплатился, как только приступил к работе над ролью. До поры он учился в ГИТИСЕ, но нарушил негласный запрет этого заведения: он снялся в кино. И его выгнали из института.

Впрочем, эта потеря была легкозаменяемой, Иванова ту же взяли во ВГИК, который он и закончил. Закончил уже, будучи лауреатом Сталинской премии 1 степени.

И вполне заслуженно.

Впрочем, это совсем не те слова, когда речь идет о роли, потрясшей поколения советских людей. Это мы сейчас немного снисходительно ко всему относимся – эпоха постмодернизма. Но многие десятилетия фильм Герасимова потрясал людей. И продолжает это делать. Иванов сыграл так, что вошел в историю искусства одной только этой ролью. Его образ никогда не постареет.

Кажется, дальше должен быть звездный путь. Но в следующий раз Иванов снялся только через 6 лет. Понятно, была эпоха малокартинья, началась эпоха «оттепельного кино». Но в ней Иванову не нашлось места.

Самой заметной стала небольшая роль, почти эпизод, в фильме «Судьба человека». Но больше таких ролей в фильмографии Иванова не было.

Велика была плата за звездную роль. Но Иванов не растерялся, не сложил руки. Он просто ушел на эстраду и начала концертную деятельность, где реализовал свой талант. Он потрясающе читал «Василия Теркина». Также он читал отрывки из «Молодой гвардии».

Но в кино он больше не снимался.

Актер ушел из жизни в 1995 году в возрасте 70 лет, но последняя его роль в кино состоялась в 1978 году в малозаметной короткометражке

Борис Балакин: поздний дебют и смерть на съемках фильма.

 



Не каждый зритель знает имя актера Бориса Балакина. Но каждый зритель знает его роль в фильме «Живет такой парень».

Актер Борис Балакин начал сниматься в кино в возрасте 42 лет. Но это были лишь эпизоды. И участие актера в фильмах даже не было отмечено в титрах.

Поэтому, полноценную роль в кино он сыграл в фильме «Алешкина любовь». И произошло это в 1960 году, когда Балакину было уже 47 лет!

Поздние дебюты не новость для советского кино. Сколько их было! Но судьба подарила Балакину лишь три полноценные роли в кино. Такая несправедливость.

До этого Балакин работал рабочим, затем учился в студии при Театре Станиславского, служил в этом театре, затем перешел во МХАТ. Во время войны Балакин работал во фронтовых бригадах. Короче, вполне обыкновенная актерская биография.

И только во времена оттепельного кино, Борис Балакин пришел в кино. И сразу же в фильм, который стал легендой.

И еще два фильма, которые стали легендами. Это фильм «Я шагаю по Москве» и «Живет такой парень». В первом была совсем небольшая роль, а вот роль в фильме «Живет такой парень» стала бенефисом актера.

На съемках этого фильма он и скончался. Он не успел до конца снятся всего лишь в одном эпизоде этой картины.

Василий Макарович не стал менять сценарий, и оставил все как есть. А затем ему, как режиссеру предстояло самое трудное: сообщить о смерти мужа его жене. Это сделала актер Петр Глебов, который дружил с Балакиным.

На момент смерти актеру был всего лишь 51 год. И его творческий потенциал не до конца реализован. Но и тех немногих ролей хватило на то, чтобы мы не забыли имя Бориса Балакина.

Алексей Ванин: непрофессиональный актер, который сидел в тюрьме.

 



 

Алексей Ванин всегда играл на экране роли сильных людей.

Он и сам был таким сильным человеком. Ушел на фронт, прибавив себе год. На фронте проявил себя храбрым человеком. А воевал он под Ржевом. Больше про его фронтовую биографию можно ничего не говорить, кроме того, что грудь актера была увешана орденами и медалями..

После фронта он попал на глаза известному тренеру по борьбе.

В кино он попал из мира спорта. Он успешно занимался классической борьбой, и даже был чемпионом Сибири. Правда, чемпионом страны он не стал, был только вице – чемпионом.

Зато из спорта он попал в кино, и сразу же, на главную роль в фильме «Чемпион мира». Отбор на эту роль был жестким. Типажей, хороших спортсменов было много. Но только Ванин, кроме типажности, обладал и актерским талантом.

Не смотря на то, что он был занят постоянно в кино, Ванин не порывал с миром кино.

А мир спорта оказался к актеру жесток. Как тренер он поехал на чемпионат в Венгрию, а после этого чемпионата он получил обвинение в контрабанде. Алексей Ванин и не отрекался. Он, действительно, вывез три десятка секундомеров, и реализовал их в Венгрии. Они там пользовались успехом.

Этим занимались многие. И их не хватали за руку. Похоже, что кому –то Ванин мешал. И его убрали с помощью чего –то доноса. Завистников у Ванина было немало: его ученики занимали призовые места.

Известный актер, тренер и спортсмен на полтора года отправился в колонию.

Его выгнали из партии и из любимого клуба. И, кажется, должны были окончательно сломать ему судьбу.

Ванина выпустили из колонии досрочно за примерный руд и поведение. Он не мог устроиться на хорошую работу. Поэтому устроился заштатный тренером в детскую школу «Локомотива».

Но главное, что он не сломался. И продолжил сниматься в кино.

И Ванина ждали яркие роли. Причем, безусловно, самой главной ролью Ванина стал Петр Байкалов в фильме «Калина красная». И яркий эпизод в фильме «Джентельмены удачи». Можно выделить и криминальную драму «Опасные друзья».

Ванин снимался много, и на его счету более 80 ролей. И эпизод с отбыванием срока не сломал сильного человека Алексея Ванина. Он дожил до 88 лет, и скончался в 2012 году.

суббота, 21 августа 2021 г.

Ирония судьбы Георгия Вицина.

Карьера Георгия Вицина проделал удивительный поворот. Он начинал в кино, как Гоголь, и как молодой парень. Хотя, он не был уж таким молодым на тот момент. Дебютировал в кино он, когда ему было под тридцать лет. Но молодых спортсменов он играл на ура. И всем было ясно, что это актер гениального дарования. Григорий Козинцев рассматривал его на роль Гамлета. Но в тот момент, когда Козинцев сумел приступить к осуществлению грандиозного замысла, Вицин появился на экране как Трус. И Козинцев пишет раздраженно в своих дневниках, что пропал актер. Разумеется, он не мог пригласить играть Труса даже на пробы Гамлета. Таковы были тогда стереотипы. Один образ Труса перечеркнул многие актерские работы разом. Дело в том, что гайдаевские фильмы часто демонстрируют по телевидению, а те же фильмы, в которых актер играл Гоголя, сейчас сложно увидеть на телевизионных экранах. Всего актер сыграл Труса 8 раз. И в глазах зрителей он и остался частью гайдаевской троицы. Удивляешься только невероятному терпению актера. В фильме «Не может быть» актер был приглашен, но на роль, которую сыграл Михаил Светин. Светин сыграл блестяще, но изначально на эту роль был приглашен Вицин. Другой бы актер обиделся и ушел. Но Вицин был порядочным человеком. К тому же, Гайдай пообещал ему другую роль. Но затем она ушла к другому актеру. Это вообще уникальный случай! Но Вицин остался. И сыграл одну из лучших своих ролей в кино. Это роль папаши. Актер всегда отдавал шефские подарки своим товарищам по съемкам. В том числе, и дорогой коллекционный коньяк ( это большие деньги, как по нынешним временам, так и по тем). И мог взять с шефского концерта больше всех чаю. Чай он любил. И уважал. В конце жизни родилось много легенд про актера. Мол, он собирает бутылки. Это просто ложь! Вицин никогда не собирал бутылки, не нищенствовал. Хотя, всегда помогал бездомным животным. И никогда не просил помощи. Один раз он получил помощь от Союза кинематографистов. Но это было всего лишь один раз. Он честно сказал, что больше он не откроет двери квартиры. Зато зрители в конце жизни встречали его аплодисментами, такими аплодисментами они не встречали ни одного артиста. Хотя, Вицин еще и не начинал говорить. Не смотря на всю иронию судьбы, Вицин стал любимым актером народа. Это главное. И это навсегда!

Софико Чиаурели - великая актриса, умершая от рака.

В ряду звезд, умерших от рака и Софико Чиаурели – любимая наша актриса из Грузии. Народной актрисой Грузии она стала в 40 лет. Народной актрисой СССР она так и не стала. Зато стала самой титулованной советской актрисой за рубежом. Именно она получила больше всего призов за свои роли на международных фестивалях. Не смотря на отсутствия этого официального звания, ее любили во всей большой стране. Актриса осталась верной родному Тбилиси, родной Грузии, не смотря на то, что у нее была возможность остаться в Москве. Ее туда приглашали и после ВГИКА, и после ее триумфальных ролей. Но она оставалась верной родному Тбилиси. Сниматься она стала рано. Это были грузинские фильмы, которые пользовались успехом у интеллектуальной публики. Таково тогда была реноме грузинского кино. Это было кино не для всех. Мировую известность она приобрела после того, как сыграла главную роль в фильме « Приключение Али – Бабы и сорок разбойников»», а невероятную народную любовь она обрела после фильма «Ищите женщину». Причем, это была любовь взрослой публике, а все подростки запомнили ее после второй части «Приключений Петрова и Васечкина». Цитаты ее героини Алисы Постик из картины «Ищите женщины» вошли в нашу жизнь. Это фильм – классический случай того, что экранизация на несколько голов выше оригинальной пьесы. Затем были съемки в фильме «Ашик – Кериб», который остался в истории кино, как шедевр. Снималась актриса не так уж много. Тщательно выбирая сценарии. Из советских фильмов запоминается еще и фильм «Блуждающие звезды». Этот фильм, кстати, продолжает традицию советского кино, когда кавказцев играли евреи, а сами кавказцы играют евреи. Фильм «Блуждающие звезды» прошел незамечено, поскольку прокат уже разрушался. Уже в постсоветскую эпоху актриса снималась совсем немного. Актриса несколько лет болела раком. От этой болезни ушел из жизни и Котэ Махарадзе – второй муж актрисы, великий артист и футбольный комментатор. Она никому не жаловалась, но родные знали о болезни актрисы. Она проходила лечение за границей. Если наступало улучшение, то актриса возвращалась к работе. В последний период жизни актриса сыграла две роли в кино. Оба фильма «Продается дача», и «Маяк» - замечательные, но широкий зритель так и не увидел. Актриса ушла из жизни 2 марта 2008 года в своем любимом доме в окружении родных и близких. На ее родине в Грузии актрисе поставлен памятник. Но самый лучший памятник – это то, что зрители любят и помнят великую актрису.