понедельник, 23 августа 2021 г.

Как возник замысел фильма "Свинарка и пастух"

 

 

 


Фильм «Свинарка и пастух» - уникальный случай в мировом кино.

Про этот фильм точно известно, когда появился его замысел.

Фильм был задуман 1 августа 1939 года.

Впрочем, поподробнее.

1 августа состоялся прием по поводу открытия ВДНХ. Выставка тогда носила другое название.

Все были радостные, и только режиссер Иван Пырьев был зол. Дело в том, что на торжественный прием он пришел один. Его супруга Марина Ладынина отказалась идти на прием. Она была больной. И, не смотря на все уговоры своего мужа, осталась дома.

Пырьев пришел один. Чувствовал себя не очень удобно. Но по случаю открытия, Пырьев купил большую лаковую шкатулку.

Он находился в группе работников культуры, когда к ним подошел Вячеслав Молотов. Тот был тоже радостный по поводу открытия выставки. Он и предложил режиссерам сделать фильм про ВДНХ.

Пырьев посмотрел на свою шкатулку. И увидел на ней изображение пастуха и свинарки. И он ответил, что обязательно сделает фильм. В его голове тут же возник замысел будущей картины.

Обещание Молотову он давал не зря. Через несколько дней в редакционную комиссию «Мосфильма» поступила будущая заявка фильма.

Так был задуман фильм, который стал фильмов не просто про ВДНХ, а по настоящему любимым фильмов всего народа.

Значение этого фильма можно понять по одному только факту: песню из этого фильма пела Любовь Шевцова, когда она шла на казнь. И этот факт зафиксирован в истории.

Нам уже просто не понять значение этого фильма для воющего народа. Но это очень искреннее кино.

Но появился замысел из обыкновенной шкатулки, которую купил режиссер Пырьев.

 

«Вампиры средней полосы» - мне понравился сериал.

 

«Вампиры средней полосы» - удачный сериал.

 

Вампирская тема была в моде в конце позапрошлого уже десятилетия. Но нашу страну это мода каким –то образом миновала. Была вампирская тема в фильме «Ночной дозор». Был еще один фильм про вампиров, которые благополучно сгинул в анналах истории.

И тут происходит неожиданное: наш кинопром выдает вполне себе годный сериал.

И еще более невероятное происходит: показывают сериал в межсезонье, причем, в самое мертвое время. Совсем не понимаю, кому это было нужно? Или создатели решили, что все, кто хотел, сериал уже посмотрели?

В общем, снова вопросы к планированию телепоказа.

Ну, да, ладно…

В целом, сериал в жанре городского фэнтази демонстрирует нам новый взгляд на вампирскую тематику. В этом сериале, возьмем название другого сериала, «вампиры лучше, чем люди».  Но и люди иногда показывают чудеса человеческого духа.

Позиционируется сериал, как детектив и комедия. Под конец сериала, комедии становиться совсем немного. Все превращается в драму. И вообще, начало гораздо бодрее, чем конец.

Впрочем, так обстоят дела во многих сериалах.

Нарушены и правила драматургии. Так антигерой появляется ближе к финалу. И он, конечно же, является полной противоположностью главного героя.

Отмечу и саундтрек.

Заглавную песню написал Илья Лагутенко. Он и сам выступил в роли  одного из первых наших киновампиров еще в «Ночном дозоре». Да и саундтреки для него писать не в новинку.

Но основную роль в музыкальном оформлении отведено «Агате Кристи» и альбому группы середины девяностых годов. Названиие называть не буду   по цензурным соображениям.

В целом, музыка попадает в точку, работает на общий замысел.

Радует сериал и актерскими работами. Харизматично выглядит герой Юрия Стоянова. Раскрываются и актеры, которые до этого известны были по многочисленным сериалам. Мне кажется, что роли в этом сериале, для многих из них – это верх карьеры. Разумеется, на сегодняшний день.

Все актеры довольно актуальные, часто снимаются. Тот же Артем Ткаченко сейчас переживает ренессанс. Как и Ольга Медынич.

Отмечу и Татьяну Догелеву. В своем возрасте она одна из востребованных актрис. И – по праву! У нее в сериале один из самых сложных образов. У ее героини есть своя правда. И свой выбор.

В целом, я ожидал от сериала большего. Но и то, что я увидел, выглядит неплохо. К обстоятельствам и антуражу придираться не буду. В конечном итоге, есть драматургическая условность.

Кажется, что тема вампиров пережила свой ренессанс, благодаря этому сериалу.

И обидно, что показ слили.

Но, кажется, это связано с высокими показателями на платформе, и создатели просто решили устроить показ накануне второго сезона.

Одно точно: второму сезону быть. И значит, похождения героев будут иметь продолжение.    

Сериал "За час до рассвета": что это было?

 

 


Вопрос не риторический, ибо я действительно не понял, что это такое было.

И мне очень сложно анализировать данный телевизионный продукт, поскольку любой анализ, любая критика упирается на некие критерии. Но данный телевизионный продукт не хочется анализировать, или критиковать по нормальной программе.

Поэтому, начну издалека.

Кто видел анкеты тех лет, тот понимает, как тяжело было попасть на работу. На любую работу! Ты должен написать о себе все, объяснить все пункты своей биографии. И эти пункты должны отвечать правде.

Это, если ты устраиваешься на работу бухгалтером, а вот, когда устраиваешься на службу в органы, проверки увеличивались в несколько раз.

Если смотреть сериал, то понятно, что в органы можно попасть легко, и не на должность стрелка третьего разряда, а на должность начальника уголовного розыска областного центра.

Судя по фильму, там ни у кого документы не проверяют. Приходит главный герой, и тут же включается в оперативные разработки. И действует, как опытный оперативник.

Но подчеркивается, что он – фронтовой разведчик, а опыта оперативной работы не имеет. Таскать языков и искать преступников – это совершенно разные вещи. Мужество на фронте, и мужество в обычной жизни – это тоже совершенно разные вещи.

Не говорю уж о том, что создатели не видят разницы между МВД и МГБ. Уголовный розыск находиться в введении МВД, и вряд ли подполковник МГБ может поучать начальника уголовного розыска. Просто это разные ведомства.

Теперь о драматургических источниках. В качестве таковых называют «Место встречи….». Но по стилю, даже по одежде главных героев, это скорее приключение комиссара Миклована. Такой румынский нуар. А затем добавляется фильм «Государственный преступник» и «Крик совы» вместе с «Противостоянием». Но ни до одного фильма этот сериал не дотягивается. И даже близко не стоит.

Тема борьбы с преступниками решена абсолютно в комиксовом ключе, поэтому выглядит совсем недостоверно. На экране нет правды жизни, а все выдумки выглядят натянутыми и нелепыми.

Кажется, перед нами разыгрывается какой –то нелепый спектакль. Вот герои завалили кучу милиционеров, и они тут же получают реабилитацию. Вот они находятся в бегах, и спокойно ходят по городу, причем, еще и в полном составе. И никто их не ищет, и никто их не ловит.

С преступником и вовсе происходит ситуация Рокамболя. Вот он – закоренелый уголовник, а вот он полюбил, и начинает печься об общественном благе. А через короткое время его подруга уже ждет ребенка.

Просто невероятное перерождение!

Другой герой – невинно пострадавший от советской власти! Сейчас в любом фильме есть такой персонаж. Общее место в нашей драматургии.

Еще один герой тоже пострадал от советской власти. Но они не такие плохиши, просто стали уголовниками. Плохиш – тот, кто продался немцем и стал Зверем. Кстати, служил он в преступной организации, все члены которой насилии татуировку, и пользуется методом Абвера. Хотя, Абвер – прямой конкурент той организации, и нужно знать реальную историю организаций Третьего рейха, и тогда не будет такой чуши. Увы, и ах, но большинство выпускников варшавской школы абвера не выявлены до сих пор. Они так и умерли в почете и славе. Но это так, к слову.

Еще по драматургии: основная ситуация в фильме с бандитом Клещем, словно взята из боевиков девяностых годов.

Из драматургии: диалоги между героями странные. Их решения очень странные. Они постоянно двигаются в рапиде, и этот прием начинает утомлять.

Из актерских работ скажу про Николая Мачульского. Он явно не вышел из образа своего героя из фильма «Джульбарс». Вообще, московские скорохваты не к селу, ни к городу. Персонажи не несут драматургической нагрузки никакой.

Как и многие персонажи.

Проблема еще и в том, что все персонажи словно картонные. Им не веришь. От слова «совсем». Это актеры, получившие свою роль, и грающие ее мучительно долго.

Раздражают, режут глаз одни и те же локации. Герои словно живут на одном пятачке. Натурные съемки выглядят как павильонные.

Андрей Бурковский так и не вышел из КВН. Ему не веришь абсолютно.

 

Константин Хабенский выглядит каким- то усталым.

Не веришь и в любовные истории персонажей.

Какие –то нелепые боевые моменты. Герои стреляют, косят врагов пачками, а в них никто попасть не может. Какие –то приемы модных сейчас систем.

В целом, на мой взгляд, явная неудача канала и создателей сериала.

Вряд ли этот фильм станет любимым фильмом, вряд ли его ждет долгая экранная жизнь.

воскресенье, 22 августа 2021 г.

Сериал "Обитель": мнение.

 

 


 

Сериал «Обитель» оставил у меня противоречивое мнение.

С одной стороны, это сильное произведение с художественной точки зрения. Александр Велединский – сильный режиссер, который снимает не так уж часто, но каждый фильм вызывает эмоции. И с точки зрения эмоций, на мой взгляд, сильный фильм.

С другой стороны, в любом художественном произведении должны быть положительные герои, которым хочется сопереживать.

Здесь же, нет ни одного положительного персонажа. И с этой точки зрения, можно усмотреть связь с сериалом «Полет», который снял соавтор сценария Петр Тодоровский.

И еще одну связь можно усмотреть – это то, что к финалу более 90% персонажей оказывается в могиле.

И мне их почему –то было не жалко. Каждый из них заслуживает такого конца.

Можно сказать, что сериал поднимает тему Соловков. В рекламе фильма преподносят эту страницу, как забытую страницу нашей истории. Но так ли это? Есть знаменитый документальный фильм конца восьмидесятых годов, есть довольно много книжек, тот же «Архипелаг ГУЛАГ», где Соловкам уделено много внимания.

Действие фильма происходит в 1927 году. Эпоха крайне интересная. Знаменитая «военная тревога». СССР на гране войны с Англией. И СССР абсолютно не готова к этой войне. Ибо нет промышленности.

А для промышленности нужна дешевая рабочая сила. И эта потребность решает участь Соловков.

Нам не нужен лагерь для экспериментов. Нам нужна дешевая рабочая сила.

Кроме внешней угрозы – угроза внутренняя. Большая партийная борьба Троцкого и Сталина. Все очень серьезно. Решается судьба страны.

Именно в такое время происходит действие фильма. Кажется, оно занимает всего несколько месяцев. И понятно, что можно увидеть драматическую конструкцию, когда ситуация в лагере показана глазами одного из зэка. Он –то на общих работах, то в театре, то на ферме.

Ты понимаешь все противоречие ситуации: вроде бы, и бесконвойный, но зэка в любой момент могут расстрелять. Или убить. Что и происходит с главным героем фильма.

Кстати, здесь основное отличие фильма от романа. В фильме финал драматургический, в романе же финал совсем другой, и судьбы героев совсем другие.

Заслуга фильма, наверное, в том, что авторы не стает на одной позиции. Они показывают ситуацию с максимального количества сторон, пытаются показать весь спектр мнений. И, в общем, у них получается.

Но иногда смотреть сериал тяжело даже не по причине нелегкой темы, а потому что 8 серий были перемонтированы в 6 серий. Какая нужда заставила продюсеров делать так? Неужели, не было другого времени для показа этого сериала? Судя по рейтингам, фильм провалился. Хотя, суждений вокруг фильма много.

Независимо от того, понравился мне фильм или нет, он констатирует факт: Евгений Ткачук и Александра Ребенок – одни из главных артистов нашего современного кино.

 

Как же они набирают по форме и по ролям! Им завидовать только можно. А ведь я помню их начало, «Школа», Чужая», помню политическую активность актрисы, помню, как бесплатно ходил на ее спектакли. Теперь она нарасхват. И стала звездой.

Сергея Безрукова принято ругать. Но здесь он на своем месте. Играет очень трагического персонажа. Такие люди были обречены. Они были романтиками, но самыми жестокими людьми были именно романтики. Не зря исследователи связывают немецкий романтизм с немецким нацизмом. Такие люди как герой Безрукова не случайно названы "демонами". Это как герои Достоевского. Он вздыбили мир, и сами пали жертвами своих дел.

Конечно, основная драматическая коллизия – любовь заключенного и следователя – заимствована из великого фильма «Ночной портье». Но тут вопрос, как заимствовано! Здесь эта коллизия выглядит на своем месте, не придерешься, в той же «Зулейхе…» та же коллизия выглядела гораздо более искусственнее.

Подвожу итоги: «Обитель» - это все равно событие на нашем телевидении, потому что заставляет задуматься над нашим прошлым. Если скажут, что это плевок в прошлое – то плевок именно по троцкистским взглядам, которые приговорила сама история.

А какой сюжет развивается в жизни! Основной конкурент "Обители" - сериал, где играет Хабенский. В "Обители" репетируют "Дни Турбиных", и Хабенский играет Алексея Турбина на том же канале "Россия".

В чем было новаторство сериала "Угрюм - река" для советского телевидения.

 

 

 


В апреле 1969 года советские улицы опустели: по телевидению показывали фильм «Угрюм – река».

И это оказался не просто великий телевизионный фильм, блистательное прочтение романа Шишкова, но и новаторское произведение искусства.

Разберемся, почему это произведение оказалось новаторским.

Дело в том, что во всех телевизионных фильмах тех лет главным героем был сугубо положительный персонаж. Как правило, это разведчик, или разведчица, сериалы были детективными, военными, приключенческими. Хорошему персонажу хочется не только подражать, но и сопереживать. Эти герои всегда побеждали, даже когда умирали.

В этом же сериале главным действующим лицом был купец Петр Громов, персонаж сугубо отрицательный. Но зритель следил за ним, сопереживал ему, ему было жалко этого персонажа, который в конце – концов потерпел крах. Но авторы фильма не были бы авторами фильма, если бы, не показали всю сложность и противоречивость этого характера, его невероятную мощь и размах. И получился эффект «Разбойников» Шиллера. Отрицательный персонаж, становиться любим зрителем.

Ладно – ладно, приведу пример поближе к нашему времени. Это «Джокер», и все эти «Отряды – самоубийц», которые следуют тому же пути.

Но «Угрюм – река» была раньше, и здесь антигерой становиться главным действующим лицом, и любимцем зрителей. Правда, в симпатиях к купчине признаться было нельзя, в сочинениях нужно было придерживаться классовой теории. Купец, по определению, не может быть хорошим в советском кино, тем более, фабрикант – эксплуататор.

Любопытная деталь, Прохор Громов называет себя в третьем лице. Этот прием речи пришел из латыни, и так называли себя цезари, а потом все царствующие особы. То есть, это важная деталь для понимания того, на каком уровне мыслит себя Громов. Но фоне Громова «Титан» Драйзера – современник Громова – выглядит вовсе не «титаном», а так, мелким мошенником.

Мне кажется, Прохору Громову близок его современник Витторио из затерянного на Сицилии городка Корлеоне. Громов покоряет Угрюм – реку, а в это время Вито творит вендетту, месть за отца. У обоих благие намерения, но они заведут героев слишком далеко.

Не случайно два фильма сняты в одно время.

По философии, Прохор Громов близко и к "Морскому волку" Джека Лондона. Та же философия избранной личности, которой все подвластна. Это идет от Ницше, а еще раньше от Достоевского, который был любимым писателем Ницше.

У Горького много таких фабрикантов, но Громов затмевает даже Егора Булычева. Причем, и в кинематографическом плане, прежде всего. Мы говорим про количество зрителей. Гениальную работу Михаила Ульянова и Вячеслава Тихонова тогда мало кто увидел.

Второе отличие этого сериала от других сериалов.

Здесь не только Громов – плохой, но и все персонажи плохие. Хороших персонажей фактически нет.

Ну, с Ниной и вовсе все понятно, она следует модным социалистическим тенденциям, а их еще Ленин громил, поэтому, понятно, что Нина – тоже не слишком хороший персонаж. Но даже и ссыльный Шапошников здесь тоже плохой персонаж. И это тоже вполне понятно. «Мы пойдем другим путем».

Ну, и, конечно же, другие купцы. Они все здесь одержимы жаждой золотого тельца, и являются живым примером «Капитала».

Никогда еще на советском экране не было такого количества отрицательных персонажей. Но за этими людьми интересно следить. А Протасов, более – менее положительный персонаж где –то на обочине сюжета.

Равно, как и коллективный положительный персонаж – это заводские рабочие, работники прииска. Но они погоды не делают. Как и техник Матвеев.

Кстати, исповедуют они меньшевизм, который громил Ленин, может быть, поэтому их так мало.

Еще одно новаторство – это мистицизм этого сериала. Никогда еще не было, сколько мистики на телеэкранах. Понятно, что весь мистицизм имеет рациональное объяснение. Но все же…

Появление пристава – почти хоррор, до дрожи сделанная сцена.

И никогда на советских экранах не было столь порочной и роковой любви. Собственно, положительным героям тоже положено любить. Но это была правильная любовь. А здесь же любовь показывали безо всяких стереотипов, очень реалистично, и невероятно эффектно.

Ну, и наконец, в своем жанре «Угрюм – река» оказалась первой сибирской эпопеей, которая породила волну продолжений, где были использованы приемы, которые впервые зритель увидел в «Угрюм – реке»: роковые страсти, жадные купчины, вольные сибирские просторы.

Поэтому премьера, а затем повторы фильма «Угрюм – река» сметали советских зрителей с улиц страны.

Актер Петр Горин: его уход из жизни ускорили грабители.

 



В биографии Петра Горина поражает многое.

Первый факт, который меня поразил в биографии актера, что Петр Горин рано получил звание «Заслуженного артиста Латвийской ССР», но это звание, полученное в 27 лет, осталось единственным в жизни артиста.

Почему так произошло?

Мне этого не понять. Ибо актер был ведущим артистом в Ленсовете и в театре Пушкина. Это большие театры, где актерам всегда дают звания.

А тут ведущий артист, на котором держится репертуар, и не имеет никакого звания. Хотя, «Народного» он должен был получить в 1962 году. И не получил его, поскольку перешел в «Современник», где прослужил только год. Вполне возможно, что на Горина кто-то держал обиду, и его номинация не проходила по инстанциям. Но не 50 же лет!

Короче, здесь полная неясность.

Как и много неясностей с уходом Петра Горина.

Про его последние годы вообще мало известно. Есть информация, что он тяжко болел, и вынужден был в последние годы оставить Театр Пушкина.

В кино актер перестал сниматься в самом расцвете таланта. Последняя его работа в кино состоялась в 1988 году в малоизвестном фильме «Большая игра». Актеру на момент съемок уже 48 лет.

В его фильмографии не так много ролей, но все они стали заметными. Особенно в трилогии про ОБХСС, куда входили фильмы «Два билета на дневной сеанс» и «Круг», а также роль капитана в фильме «На войне как на войне». Все яркие роли случились на «Ленфильме» или на «Рижской студии».

Фильм «Рижской студии» «Циклон» начнется ночью» сделал актера кумиром подростков. Он ярко сыграл роль нашего разведчика. К сожалению, и этот блистательный бенефис редкий гость на телеэкране.

Незадолго до смерти на актера напали грабители. Они ограбили его квартиру и ударили актера по голове. Эта травма и ускорила уход актера. Он ушел из жизни в 2008 году в возрасте 77 лет.

Внимательный зритель заметил его в одном из сериалов. Незадолго до смерти Петр Горин снялся в эпизоде, нарушив двадцатилетний обет молчания в кино. Премьера сериала состоялась после ухода актера.

А вообще –то он был счастливым человеком: один раз женат, в семье росли три дочери, затем появились внучки и внучки. О своем личной жизни актер распространятся не любил.

Актер Владимир Иванов: для зрителей он навсегда остался Олегом Кошевым.

 



 

Владимира Иванова ждала участь многих актеров.

Первая же роль в кино оказывается крайне успешной. Но эта же роль перечеркнула актеру его дальнейшую карьеру.

Для режиссеров он так и остался Олегом Кошевым.

А это означало, в свою очередь, что и для зрителей он остался актером одной роли.

За эту роль Владимир Иванов поплатился, как только приступил к работе над ролью. До поры он учился в ГИТИСЕ, но нарушил негласный запрет этого заведения: он снялся в кино. И его выгнали из института.

Впрочем, эта потеря была легкозаменяемой, Иванова ту же взяли во ВГИК, который он и закончил. Закончил уже, будучи лауреатом Сталинской премии 1 степени.

И вполне заслуженно.

Впрочем, это совсем не те слова, когда речь идет о роли, потрясшей поколения советских людей. Это мы сейчас немного снисходительно ко всему относимся – эпоха постмодернизма. Но многие десятилетия фильм Герасимова потрясал людей. И продолжает это делать. Иванов сыграл так, что вошел в историю искусства одной только этой ролью. Его образ никогда не постареет.

Кажется, дальше должен быть звездный путь. Но в следующий раз Иванов снялся только через 6 лет. Понятно, была эпоха малокартинья, началась эпоха «оттепельного кино». Но в ней Иванову не нашлось места.

Самой заметной стала небольшая роль, почти эпизод, в фильме «Судьба человека». Но больше таких ролей в фильмографии Иванова не было.

Велика была плата за звездную роль. Но Иванов не растерялся, не сложил руки. Он просто ушел на эстраду и начала концертную деятельность, где реализовал свой талант. Он потрясающе читал «Василия Теркина». Также он читал отрывки из «Молодой гвардии».

Но в кино он больше не снимался.

Актер ушел из жизни в 1995 году в возрасте 70 лет, но последняя его роль в кино состоялась в 1978 году в малозаметной короткометражке