В
апреле 1969 года советские улицы опустели: по телевидению показывали фильм
«Угрюм – река».
И
это оказался не просто великий телевизионный фильм, блистательное прочтение
романа Шишкова, но и новаторское произведение искусства.
Разберемся,
почему это произведение оказалось новаторским.
Дело
в том, что во всех телевизионных фильмах тех лет главным героем был сугубо
положительный персонаж. Как правило, это разведчик, или разведчица, сериалы
были детективными, военными, приключенческими. Хорошему персонажу хочется не
только подражать, но и сопереживать. Эти герои всегда побеждали, даже когда
умирали.
В
этом же сериале главным действующим лицом был купец Петр Громов, персонаж
сугубо отрицательный. Но зритель следил за ним, сопереживал ему, ему было жалко
этого персонажа, который в конце – концов потерпел крах. Но авторы фильма не
были бы авторами фильма, если бы, не показали всю сложность и противоречивость
этого характера, его невероятную мощь и размах. И получился эффект
«Разбойников» Шиллера. Отрицательный персонаж, становиться любим зрителем.
Ладно
– ладно, приведу пример поближе к нашему времени. Это «Джокер», и все эти
«Отряды – самоубийц», которые следуют тому же пути.
Но
«Угрюм – река» была раньше, и здесь антигерой становиться главным действующим
лицом, и любимцем зрителей. Правда, в симпатиях к купчине признаться было
нельзя, в сочинениях нужно было придерживаться классовой теории. Купец, по
определению, не может быть хорошим в советском кино, тем более, фабрикант –
эксплуататор.
Любопытная
деталь, Прохор Громов называет себя в третьем лице. Этот прием речи пришел из
латыни, и так называли себя цезари, а потом все царствующие особы. То есть, это
важная деталь для понимания того, на каком уровне мыслит себя Громов. Но фоне
Громова «Титан» Драйзера – современник Громова – выглядит вовсе не «титаном», а
так, мелким мошенником.
Мне
кажется, Прохору Громову близок его современник Витторио из затерянного на
Сицилии городка Корлеоне. Громов покоряет Угрюм – реку, а в это время Вито
творит вендетту, месть за отца. У обоих благие намерения, но они заведут героев
слишком далеко.
Не
случайно два фильма сняты в одно время.
По
философии, Прохор Громов близко и к "Морскому волку" Джека Лондона.
Та же философия избранной личности, которой все подвластна. Это идет от Ницше,
а еще раньше от Достоевского, который был любимым писателем Ницше.
У
Горького много таких фабрикантов, но Громов затмевает даже Егора Булычева.
Причем, и в кинематографическом плане, прежде всего. Мы говорим про количество
зрителей. Гениальную работу Михаила Ульянова и Вячеслава Тихонова тогда мало
кто увидел.
Второе
отличие этого сериала от других сериалов.
Здесь
не только Громов – плохой, но и все персонажи плохие. Хороших персонажей
фактически нет.
Ну,
с Ниной и вовсе все понятно, она следует модным социалистическим тенденциям, а
их еще Ленин громил, поэтому, понятно, что Нина – тоже не слишком хороший
персонаж. Но даже и ссыльный Шапошников здесь тоже плохой персонаж. И это тоже
вполне понятно. «Мы пойдем другим путем».
Ну,
и, конечно же, другие купцы. Они все здесь одержимы жаждой золотого тельца, и
являются живым примером «Капитала».
Никогда
еще на советском экране не было такого количества отрицательных персонажей. Но
за этими людьми интересно следить. А Протасов, более – менее положительный
персонаж где –то на обочине сюжета.
Равно,
как и коллективный положительный персонаж – это заводские рабочие, работники
прииска. Но они погоды не делают. Как и техник Матвеев.
Кстати,
исповедуют они меньшевизм, который громил Ленин, может быть, поэтому их так
мало.
Еще
одно новаторство – это мистицизм этого сериала. Никогда еще не было, сколько
мистики на телеэкранах. Понятно, что весь мистицизм имеет рациональное
объяснение. Но все же…
Появление
пристава – почти хоррор, до дрожи сделанная сцена.
И
никогда на советских экранах не было столь порочной и роковой любви.
Собственно, положительным героям тоже положено любить. Но это была правильная
любовь. А здесь же любовь показывали безо всяких стереотипов, очень
реалистично, и невероятно эффектно.
Ну,
и наконец, в своем жанре «Угрюм – река» оказалась первой сибирской эпопеей,
которая породила волну продолжений, где были использованы приемы, которые
впервые зритель увидел в «Угрюм – реке»: роковые страсти, жадные купчины,
вольные сибирские просторы.
Поэтому
премьера, а затем повторы фильма «Угрюм – река» сметали советских зрителей с
улиц страны.