понедельник, 23 августа 2021 г.

Карина Моритц: она рано ушла из жизни.

 

 

 


Сегодня имя актрисы Карины Моритц относиться к полузабытым именам.

Очередная звездочка советского кино, которая ярко начала свой творческий путь.

Но это яркое начало не принесло ей удачи в жизни. И не обернулось ослепительной творческой карьерой.

Карина Моритц начинала свою карьеру как Карина Вараксина – девочка из интеллигентной ленинградской семьи. Родители – преподаватели университета. Впрочем, как и многие ленинградцы, они жили в коммуналке.

С детства Карина изучала французский язык, занималась живописью, и всю жизнь хотела стать художницей или манекенщицей. Однажды во Дворец пионеров в художественный кружок пришли люди со студии «Ленфильм». И этот приход изменил всю жизнь Карины.

Именно ее из многих кандидатов выбрали на роль в кино. Небольшая роль в фильме «Объяснение в любви». Она там играла на экране внучку главного героя, которого в старости играл Бруно Фрейндлих.

Фильм не изменил жизнь главной героини, слишком небольшой была ее роль, но она попала в каталоги киностудии.

И с тех пор стала постоянно сниматься.

Более заметная роль была у Карины в фильме «Я – актриса». Ей на тот момент было 13 лет, и в титра она значилась как Карина МОРИЦ. Происхождение ее псевдонима - МОРИТЦ - покрыто тайной.

Но в дальнейшем она стала сниматься под псевдонимом Карина Моритц. И, согласитесь, псевдоним запоминающийся.

Ее нельзя считать звездой советского кино, у нее не было ролей, которые были бы звездными. Не было и больших ролей. Но она запомнилась зрителям. В середине восьмидесятых годов Карина Моритц постоянный гость на советском экране.

Самые известные фильмы – это «Аплодисменты, аплодисменты» и минисериал, как бы это сейчас сказали «Колье Шарлотты». По этим фильмам, зритель и помнит сейчас актрису.

В это же время Карина училась в театральном ВУЗЕ. Но тяга к живописи у нее не пропало.

В конце восьмидесятых актриса была востребована.

Но последние фильмы с ее участием вышли в начале девяностых годов. Дальше Карина Моритц перестала сниматься в кино.

В чем причина?

Очень часто ей предлагали однотипные роли, где нужно было демонстрировать не актерские таланты. Скажем так мягко. Качество самих фильмов было не слишком высоко. Оно не устраивало актрису.

Но была и еще одна причина, по которой Карина ушла из кино.

Ее отец уехал во Францию. Карина уехала следом за ним.

Про французскую жизнь актрисы известно мало. По крайней мере, широкой публике.

Чего уж говорить про ее жизнь, когда в прессе фигурировали две даты смерти актрисы. По одной версии, актриса ушла из жизни в 2007 году, по второй – в 2008 году. О причинах ухода из жизни говориться тоже мутно. Якобы, это была травма головы. Непонятно, каким образом, актриса получила эту травму головы.

В 2009 году в Петербурге прошла выставка картин Карины Моритц.

Прошло много лет со дня ухода актрисы. И остается только чувство, что как актриса Карина Моритц не успела себя реализовать.

Актер Юрий Орлов: свои дни он закончил в психинтернате.

 

 


Актер Юрий Орлов ушел из жизни в прошлом, 2020 году. Даты смерти разнятся, но все источники указывают, что ушел актер в мае 2020 года.

И в этом же году к актеру было привлечено внимание тем, что про него в одном из ток – шоу делилась Валентина Талызина. Она была возлюбленной актера. А потом она единственная, кто помогал актеру в его болезни.

Карьера Юрия Орлова началась просто блестяще. Да, с небольшой роли Володи, но в каком фильме! Это был «Белорусский вокзал».

Затем последовала яркая роль в фильме «Город первой любви». Ясно было всем, что потенциал у Орлова не меньше, чем у партнеров по съемкам, того же Садальского, и Филатова.

Собственно, после этого фильма Юрий Орлов стал нарасхват у кинематографистов. И это для актера из провинции двойная удача.

Тут же следует звездная роль Андрея Лукина в фильме «Тени исчезают в полдень». Этот успел был дополнен главной ролью в фильме «Иванов катер». Фильм шел вторым экраном, у него сложная судьба, но роль была замечательной. И главное, на этой картине он встретился с Валентиной Талызиной.

К тому же, не смотря на проблемы с выходом фильма «Иванов катер» на большие экраны, кинематографическая карьера актера не сбавляла своих оборотов. Он записал в свой актив положительную роль в фильме «Следую своим курсом». А также, роль контрабандиста в фильме «Контрабанда». Затем было еще несколько небольших ролей.

Театральная карьера тоже складывалась удачно. Он работал в Таллине.

Но в 1978 году актер заболел шизофренией. И с этой поры его жизнь поделилась на до, и после. До был огромный успех, а после были мытарства по психоневрологическим интернатам. Звание «Заслуженного артиста Эстонской ССР» было слабым утешением для артиста.

Его время от время вспоминали на ток – шоу. Устраивали встречу с сыном, внуком. Но фактически артист был забыт. И фильмы с его участием стали редкими гостями на наших телеэкранах. Только два канала «Звезда» и «Победа» дают возможность зрителям увидеть фильмы «Город первой любви» и «Следую своим курсом», и ясно зрителям какого актера мы потеряли.

А его смерти в этом 2020 году сообщили (и то не все) только издания, посвященные актерам.

Но все же, актер живет, пока живут его фильмы. А они живут, поскольку нравятся зрителям.

Как возник замысел фильма "Свинарка и пастух"

 

 

 


Фильм «Свинарка и пастух» - уникальный случай в мировом кино.

Про этот фильм точно известно, когда появился его замысел.

Фильм был задуман 1 августа 1939 года.

Впрочем, поподробнее.

1 августа состоялся прием по поводу открытия ВДНХ. Выставка тогда носила другое название.

Все были радостные, и только режиссер Иван Пырьев был зол. Дело в том, что на торжественный прием он пришел один. Его супруга Марина Ладынина отказалась идти на прием. Она была больной. И, не смотря на все уговоры своего мужа, осталась дома.

Пырьев пришел один. Чувствовал себя не очень удобно. Но по случаю открытия, Пырьев купил большую лаковую шкатулку.

Он находился в группе работников культуры, когда к ним подошел Вячеслав Молотов. Тот был тоже радостный по поводу открытия выставки. Он и предложил режиссерам сделать фильм про ВДНХ.

Пырьев посмотрел на свою шкатулку. И увидел на ней изображение пастуха и свинарки. И он ответил, что обязательно сделает фильм. В его голове тут же возник замысел будущей картины.

Обещание Молотову он давал не зря. Через несколько дней в редакционную комиссию «Мосфильма» поступила будущая заявка фильма.

Так был задуман фильм, который стал фильмов не просто про ВДНХ, а по настоящему любимым фильмов всего народа.

Значение этого фильма можно понять по одному только факту: песню из этого фильма пела Любовь Шевцова, когда она шла на казнь. И этот факт зафиксирован в истории.

Нам уже просто не понять значение этого фильма для воющего народа. Но это очень искреннее кино.

Но появился замысел из обыкновенной шкатулки, которую купил режиссер Пырьев.

 

«Вампиры средней полосы» - мне понравился сериал.

 

«Вампиры средней полосы» - удачный сериал.

 

Вампирская тема была в моде в конце позапрошлого уже десятилетия. Но нашу страну это мода каким –то образом миновала. Была вампирская тема в фильме «Ночной дозор». Был еще один фильм про вампиров, которые благополучно сгинул в анналах истории.

И тут происходит неожиданное: наш кинопром выдает вполне себе годный сериал.

И еще более невероятное происходит: показывают сериал в межсезонье, причем, в самое мертвое время. Совсем не понимаю, кому это было нужно? Или создатели решили, что все, кто хотел, сериал уже посмотрели?

В общем, снова вопросы к планированию телепоказа.

Ну, да, ладно…

В целом, сериал в жанре городского фэнтази демонстрирует нам новый взгляд на вампирскую тематику. В этом сериале, возьмем название другого сериала, «вампиры лучше, чем люди».  Но и люди иногда показывают чудеса человеческого духа.

Позиционируется сериал, как детектив и комедия. Под конец сериала, комедии становиться совсем немного. Все превращается в драму. И вообще, начало гораздо бодрее, чем конец.

Впрочем, так обстоят дела во многих сериалах.

Нарушены и правила драматургии. Так антигерой появляется ближе к финалу. И он, конечно же, является полной противоположностью главного героя.

Отмечу и саундтрек.

Заглавную песню написал Илья Лагутенко. Он и сам выступил в роли  одного из первых наших киновампиров еще в «Ночном дозоре». Да и саундтреки для него писать не в новинку.

Но основную роль в музыкальном оформлении отведено «Агате Кристи» и альбому группы середины девяностых годов. Названиие называть не буду   по цензурным соображениям.

В целом, музыка попадает в точку, работает на общий замысел.

Радует сериал и актерскими работами. Харизматично выглядит герой Юрия Стоянова. Раскрываются и актеры, которые до этого известны были по многочисленным сериалам. Мне кажется, что роли в этом сериале, для многих из них – это верх карьеры. Разумеется, на сегодняшний день.

Все актеры довольно актуальные, часто снимаются. Тот же Артем Ткаченко сейчас переживает ренессанс. Как и Ольга Медынич.

Отмечу и Татьяну Догелеву. В своем возрасте она одна из востребованных актрис. И – по праву! У нее в сериале один из самых сложных образов. У ее героини есть своя правда. И свой выбор.

В целом, я ожидал от сериала большего. Но и то, что я увидел, выглядит неплохо. К обстоятельствам и антуражу придираться не буду. В конечном итоге, есть драматургическая условность.

Кажется, что тема вампиров пережила свой ренессанс, благодаря этому сериалу.

И обидно, что показ слили.

Но, кажется, это связано с высокими показателями на платформе, и создатели просто решили устроить показ накануне второго сезона.

Одно точно: второму сезону быть. И значит, похождения героев будут иметь продолжение.    

Сериал "За час до рассвета": что это было?

 

 


Вопрос не риторический, ибо я действительно не понял, что это такое было.

И мне очень сложно анализировать данный телевизионный продукт, поскольку любой анализ, любая критика упирается на некие критерии. Но данный телевизионный продукт не хочется анализировать, или критиковать по нормальной программе.

Поэтому, начну издалека.

Кто видел анкеты тех лет, тот понимает, как тяжело было попасть на работу. На любую работу! Ты должен написать о себе все, объяснить все пункты своей биографии. И эти пункты должны отвечать правде.

Это, если ты устраиваешься на работу бухгалтером, а вот, когда устраиваешься на службу в органы, проверки увеличивались в несколько раз.

Если смотреть сериал, то понятно, что в органы можно попасть легко, и не на должность стрелка третьего разряда, а на должность начальника уголовного розыска областного центра.

Судя по фильму, там ни у кого документы не проверяют. Приходит главный герой, и тут же включается в оперативные разработки. И действует, как опытный оперативник.

Но подчеркивается, что он – фронтовой разведчик, а опыта оперативной работы не имеет. Таскать языков и искать преступников – это совершенно разные вещи. Мужество на фронте, и мужество в обычной жизни – это тоже совершенно разные вещи.

Не говорю уж о том, что создатели не видят разницы между МВД и МГБ. Уголовный розыск находиться в введении МВД, и вряд ли подполковник МГБ может поучать начальника уголовного розыска. Просто это разные ведомства.

Теперь о драматургических источниках. В качестве таковых называют «Место встречи….». Но по стилю, даже по одежде главных героев, это скорее приключение комиссара Миклована. Такой румынский нуар. А затем добавляется фильм «Государственный преступник» и «Крик совы» вместе с «Противостоянием». Но ни до одного фильма этот сериал не дотягивается. И даже близко не стоит.

Тема борьбы с преступниками решена абсолютно в комиксовом ключе, поэтому выглядит совсем недостоверно. На экране нет правды жизни, а все выдумки выглядят натянутыми и нелепыми.

Кажется, перед нами разыгрывается какой –то нелепый спектакль. Вот герои завалили кучу милиционеров, и они тут же получают реабилитацию. Вот они находятся в бегах, и спокойно ходят по городу, причем, еще и в полном составе. И никто их не ищет, и никто их не ловит.

С преступником и вовсе происходит ситуация Рокамболя. Вот он – закоренелый уголовник, а вот он полюбил, и начинает печься об общественном благе. А через короткое время его подруга уже ждет ребенка.

Просто невероятное перерождение!

Другой герой – невинно пострадавший от советской власти! Сейчас в любом фильме есть такой персонаж. Общее место в нашей драматургии.

Еще один герой тоже пострадал от советской власти. Но они не такие плохиши, просто стали уголовниками. Плохиш – тот, кто продался немцем и стал Зверем. Кстати, служил он в преступной организации, все члены которой насилии татуировку, и пользуется методом Абвера. Хотя, Абвер – прямой конкурент той организации, и нужно знать реальную историю организаций Третьего рейха, и тогда не будет такой чуши. Увы, и ах, но большинство выпускников варшавской школы абвера не выявлены до сих пор. Они так и умерли в почете и славе. Но это так, к слову.

Еще по драматургии: основная ситуация в фильме с бандитом Клещем, словно взята из боевиков девяностых годов.

Из драматургии: диалоги между героями странные. Их решения очень странные. Они постоянно двигаются в рапиде, и этот прием начинает утомлять.

Из актерских работ скажу про Николая Мачульского. Он явно не вышел из образа своего героя из фильма «Джульбарс». Вообще, московские скорохваты не к селу, ни к городу. Персонажи не несут драматургической нагрузки никакой.

Как и многие персонажи.

Проблема еще и в том, что все персонажи словно картонные. Им не веришь. От слова «совсем». Это актеры, получившие свою роль, и грающие ее мучительно долго.

Раздражают, режут глаз одни и те же локации. Герои словно живут на одном пятачке. Натурные съемки выглядят как павильонные.

Андрей Бурковский так и не вышел из КВН. Ему не веришь абсолютно.

 

Константин Хабенский выглядит каким- то усталым.

Не веришь и в любовные истории персонажей.

Какие –то нелепые боевые моменты. Герои стреляют, косят врагов пачками, а в них никто попасть не может. Какие –то приемы модных сейчас систем.

В целом, на мой взгляд, явная неудача канала и создателей сериала.

Вряд ли этот фильм станет любимым фильмом, вряд ли его ждет долгая экранная жизнь.

воскресенье, 22 августа 2021 г.

Сериал "Обитель": мнение.

 

 


 

Сериал «Обитель» оставил у меня противоречивое мнение.

С одной стороны, это сильное произведение с художественной точки зрения. Александр Велединский – сильный режиссер, который снимает не так уж часто, но каждый фильм вызывает эмоции. И с точки зрения эмоций, на мой взгляд, сильный фильм.

С другой стороны, в любом художественном произведении должны быть положительные герои, которым хочется сопереживать.

Здесь же, нет ни одного положительного персонажа. И с этой точки зрения, можно усмотреть связь с сериалом «Полет», который снял соавтор сценария Петр Тодоровский.

И еще одну связь можно усмотреть – это то, что к финалу более 90% персонажей оказывается в могиле.

И мне их почему –то было не жалко. Каждый из них заслуживает такого конца.

Можно сказать, что сериал поднимает тему Соловков. В рекламе фильма преподносят эту страницу, как забытую страницу нашей истории. Но так ли это? Есть знаменитый документальный фильм конца восьмидесятых годов, есть довольно много книжек, тот же «Архипелаг ГУЛАГ», где Соловкам уделено много внимания.

Действие фильма происходит в 1927 году. Эпоха крайне интересная. Знаменитая «военная тревога». СССР на гране войны с Англией. И СССР абсолютно не готова к этой войне. Ибо нет промышленности.

А для промышленности нужна дешевая рабочая сила. И эта потребность решает участь Соловков.

Нам не нужен лагерь для экспериментов. Нам нужна дешевая рабочая сила.

Кроме внешней угрозы – угроза внутренняя. Большая партийная борьба Троцкого и Сталина. Все очень серьезно. Решается судьба страны.

Именно в такое время происходит действие фильма. Кажется, оно занимает всего несколько месяцев. И понятно, что можно увидеть драматическую конструкцию, когда ситуация в лагере показана глазами одного из зэка. Он –то на общих работах, то в театре, то на ферме.

Ты понимаешь все противоречие ситуации: вроде бы, и бесконвойный, но зэка в любой момент могут расстрелять. Или убить. Что и происходит с главным героем фильма.

Кстати, здесь основное отличие фильма от романа. В фильме финал драматургический, в романе же финал совсем другой, и судьбы героев совсем другие.

Заслуга фильма, наверное, в том, что авторы не стает на одной позиции. Они показывают ситуацию с максимального количества сторон, пытаются показать весь спектр мнений. И, в общем, у них получается.

Но иногда смотреть сериал тяжело даже не по причине нелегкой темы, а потому что 8 серий были перемонтированы в 6 серий. Какая нужда заставила продюсеров делать так? Неужели, не было другого времени для показа этого сериала? Судя по рейтингам, фильм провалился. Хотя, суждений вокруг фильма много.

Независимо от того, понравился мне фильм или нет, он констатирует факт: Евгений Ткачук и Александра Ребенок – одни из главных артистов нашего современного кино.

 

Как же они набирают по форме и по ролям! Им завидовать только можно. А ведь я помню их начало, «Школа», Чужая», помню политическую активность актрисы, помню, как бесплатно ходил на ее спектакли. Теперь она нарасхват. И стала звездой.

Сергея Безрукова принято ругать. Но здесь он на своем месте. Играет очень трагического персонажа. Такие люди были обречены. Они были романтиками, но самыми жестокими людьми были именно романтики. Не зря исследователи связывают немецкий романтизм с немецким нацизмом. Такие люди как герой Безрукова не случайно названы "демонами". Это как герои Достоевского. Он вздыбили мир, и сами пали жертвами своих дел.

Конечно, основная драматическая коллизия – любовь заключенного и следователя – заимствована из великого фильма «Ночной портье». Но тут вопрос, как заимствовано! Здесь эта коллизия выглядит на своем месте, не придерешься, в той же «Зулейхе…» та же коллизия выглядела гораздо более искусственнее.

Подвожу итоги: «Обитель» - это все равно событие на нашем телевидении, потому что заставляет задуматься над нашим прошлым. Если скажут, что это плевок в прошлое – то плевок именно по троцкистским взглядам, которые приговорила сама история.

А какой сюжет развивается в жизни! Основной конкурент "Обители" - сериал, где играет Хабенский. В "Обители" репетируют "Дни Турбиных", и Хабенский играет Алексея Турбина на том же канале "Россия".

В чем было новаторство сериала "Угрюм - река" для советского телевидения.

 

 

 


В апреле 1969 года советские улицы опустели: по телевидению показывали фильм «Угрюм – река».

И это оказался не просто великий телевизионный фильм, блистательное прочтение романа Шишкова, но и новаторское произведение искусства.

Разберемся, почему это произведение оказалось новаторским.

Дело в том, что во всех телевизионных фильмах тех лет главным героем был сугубо положительный персонаж. Как правило, это разведчик, или разведчица, сериалы были детективными, военными, приключенческими. Хорошему персонажу хочется не только подражать, но и сопереживать. Эти герои всегда побеждали, даже когда умирали.

В этом же сериале главным действующим лицом был купец Петр Громов, персонаж сугубо отрицательный. Но зритель следил за ним, сопереживал ему, ему было жалко этого персонажа, который в конце – концов потерпел крах. Но авторы фильма не были бы авторами фильма, если бы, не показали всю сложность и противоречивость этого характера, его невероятную мощь и размах. И получился эффект «Разбойников» Шиллера. Отрицательный персонаж, становиться любим зрителем.

Ладно – ладно, приведу пример поближе к нашему времени. Это «Джокер», и все эти «Отряды – самоубийц», которые следуют тому же пути.

Но «Угрюм – река» была раньше, и здесь антигерой становиться главным действующим лицом, и любимцем зрителей. Правда, в симпатиях к купчине признаться было нельзя, в сочинениях нужно было придерживаться классовой теории. Купец, по определению, не может быть хорошим в советском кино, тем более, фабрикант – эксплуататор.

Любопытная деталь, Прохор Громов называет себя в третьем лице. Этот прием речи пришел из латыни, и так называли себя цезари, а потом все царствующие особы. То есть, это важная деталь для понимания того, на каком уровне мыслит себя Громов. Но фоне Громова «Титан» Драйзера – современник Громова – выглядит вовсе не «титаном», а так, мелким мошенником.

Мне кажется, Прохору Громову близок его современник Витторио из затерянного на Сицилии городка Корлеоне. Громов покоряет Угрюм – реку, а в это время Вито творит вендетту, месть за отца. У обоих благие намерения, но они заведут героев слишком далеко.

Не случайно два фильма сняты в одно время.

По философии, Прохор Громов близко и к "Морскому волку" Джека Лондона. Та же философия избранной личности, которой все подвластна. Это идет от Ницше, а еще раньше от Достоевского, который был любимым писателем Ницше.

У Горького много таких фабрикантов, но Громов затмевает даже Егора Булычева. Причем, и в кинематографическом плане, прежде всего. Мы говорим про количество зрителей. Гениальную работу Михаила Ульянова и Вячеслава Тихонова тогда мало кто увидел.

Второе отличие этого сериала от других сериалов.

Здесь не только Громов – плохой, но и все персонажи плохие. Хороших персонажей фактически нет.

Ну, с Ниной и вовсе все понятно, она следует модным социалистическим тенденциям, а их еще Ленин громил, поэтому, понятно, что Нина – тоже не слишком хороший персонаж. Но даже и ссыльный Шапошников здесь тоже плохой персонаж. И это тоже вполне понятно. «Мы пойдем другим путем».

Ну, и, конечно же, другие купцы. Они все здесь одержимы жаждой золотого тельца, и являются живым примером «Капитала».

Никогда еще на советском экране не было такого количества отрицательных персонажей. Но за этими людьми интересно следить. А Протасов, более – менее положительный персонаж где –то на обочине сюжета.

Равно, как и коллективный положительный персонаж – это заводские рабочие, работники прииска. Но они погоды не делают. Как и техник Матвеев.

Кстати, исповедуют они меньшевизм, который громил Ленин, может быть, поэтому их так мало.

Еще одно новаторство – это мистицизм этого сериала. Никогда еще не было, сколько мистики на телеэкранах. Понятно, что весь мистицизм имеет рациональное объяснение. Но все же…

Появление пристава – почти хоррор, до дрожи сделанная сцена.

И никогда на советских экранах не было столь порочной и роковой любви. Собственно, положительным героям тоже положено любить. Но это была правильная любовь. А здесь же любовь показывали безо всяких стереотипов, очень реалистично, и невероятно эффектно.

Ну, и наконец, в своем жанре «Угрюм – река» оказалась первой сибирской эпопеей, которая породила волну продолжений, где были использованы приемы, которые впервые зритель увидел в «Угрюм – реке»: роковые страсти, жадные купчины, вольные сибирские просторы.

Поэтому премьера, а затем повторы фильма «Угрюм – река» сметали советских зрителей с улиц страны.